«Бегать я начал ровно из-за этого. Потому что у меня появилось полтора часа времени в день, чтобы читать книжки».
Публикуем отрывок интервью-вебинара с Юрием Строфиловым с курса «Я 💗 БЕГ». Юрий — создатель крупнейшей в России беговой платформы S10.run. Он в 50 лет пробежал свой первый марафон, а через год был самым быстрым российским бегуном на марафоне в Нью-Йорке. В этой беседе он отвечает на вопросы, как люди приходят к бегу и что это им дает.
По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Бег: инвестиция или пустая трата времени
В чем идея бега? Сам бег — не про бег. Как только вы это поймете, всё встанет на места. Особенно, если вы не 18-летний профессиональный спортсмен, когда вы приходите в бег уже с каким-то бэкграундом.
Есть две стратегии прихода в бег.
Первая — про страдание.
Человек говорит так: «Если я не буду бегать, я буду толстым и противным, и у меня будет мало лайков. Это жутко противно, мне тяжело, я страдаю и мучаюсь, но ладно, так и быть, ради 100 лайков я, пожалуй, это сделаю». Или: «У меня с сердцем полная ерунда, мне приходится бегать, чтобы не умереть от инфаркта».
Эта история — не из открывающихся возможностей, а от попытки избавиться от еще больших проблем. И, действительно, больше двух третей людей, которые приходят в бегу, идут от чего-то. Хотят не сойти с ума по разным причинам: выгнали с работы, ушла жена, ушел муж, проблемы во взаимоотношениях с окружающими, кризис среднего возраста… Человек приходит в бег просто потому, что надо чем-то заняться.
Есть индийский бегун Фауджа Сингх, у него семья погибла в автомобильной катастрофе. Ему было 70 лет. Он жил в Индии, в Дели, ни про какой марафон не размышлял. У него было два варианта: либо найти себе какое-то занятие в 70 лет, либо сойти с ума. Он начал бегать, чтобы избавиться от этого чувства.
В любой непонятной ситуации нужно бежать. Это так физиология устроена, потому что нагрузка вбрасывает в кровь серотонин и дофамин, просто чтобы компенсировать вашу сложную жизнь.
Итак, стратегия № 1: люди приходят в бег, решая какие-то свои проблемы.
Вторая стратегия — про возможности.
Есть не очень большая прослойка, которая приходит в бег исходя из возможностей. То есть не в силу того, что надо убежать от проблем, а потому что нужно, например, подумать.
В какой-то момент ты осознаешь, что у тебя практически нет времени в течение дня, когда ты можешь сосредоточиться и просто подумать. Как только ты пытаешься это делать, к тебе кто-то обязательно придет, что-то спросит, в компьютере что-то запиликает, куда-то надо будет ехать. Ты всё время в какой-то суете.
Но вот вы надеваете кроссовки, выходите из дома, оставляете телефон, бежите. У вас появляется полтора часа времени для того, чтобы сосредоточиться. И, оказывается, это время — инвестиция. Ведь все серьезные решения вы принимаете не за компьютером, а таким, как я называю, многоканальным аналоговым образом. Это очень сложная комбинация всяких штук в голове.
А теперь представьте: вы бежите, у вас брызгает адреналин, дофамин, положительная эмоция, расширенное сознание. Под воздействием этого к вам приходят решения. Заметьте: когда вам надо принять серьезное решение, вы говорите «Пойду-ка я похожу, подумаю, погуляю». А тут вот это «похожу, подумаю, погуляю» у вас каждый день по полтора часа. Понятное дело, что с таким огромным количеством времени, которое у вас есть, вы можете горы свернуть. И это способ вырваться из текучки.
Стратегия № 2: бег дает возможности.
И, когда мы как тренеры разговариваем с человеком, и он говорит: «Чего-то я не хочу бегать», моя задача как тренера переключить его с повестки «убежать от» в повестку бежать «за», бежать «к».
История Юрия Строфилова
Моя история такая. Я работал в Москве, жил в Питере и летал много часов в неделю. Садился в пятницу в машину, меня водитель вез в аэропорт, я садился в самолет, летел в Петербург, дальше меня встречали, я ехал домой. У меня было 3-4 часа. А это было 10 лет назад, когда не было интернета в гаджетах. Если и был, то какой-то зачаток, поэтому мы читали бумажные книжки. И вот ты берешь бумажную книжку, например, Черчилль «Вторая мировая война» — а это 4 тома толстенных, попробуй ее прочитай. Всё равно, что Толстого «Война и мир» читать на досуге. Толстая книжка, очень хорошо написанная, классная книжка, дает представление обо всем, что происходит в мире, но она не позволяет читать: прочитал три предложения — бросил, прочитал абзац — бросил. Ее просто надо сесть и впитать. И ты садишься, впитываешь эту книжку, пока едешь в машине, в самолете, в машине, а потом на обратном пути. Я таких книжек я перечитал очень много.
Потом меня с треском выгнали из «Газпрома» (и правильно сделали). Я очень скучал по этим книжкам. У меня математическое образование, я закончил «Политех», и всё, что я читал в студенчестве было вроде: Фихтенгольц, «Начало матанализа». Поэтому, когда я начал бегать и вставил в ухо наушник, то стал слушать книги. Для меня открылся целый мир!
У меня всё сложилось: мир новых героев, новые произведения. И вдруг я начал думать. Вот есть Ремарк, и я с ним не согласен, и начинаю с ним разговаривать. Совершенно натурально. Ты бежишь, немножко подустал уже, у тебя же всякие адреналины, дофамины бродят в голове. Думаешь: «Ремарк, я бы как-то это по-другому сформулировал». И начинаешь с ним разговаривать.
Когда я возвращался домой, то записывал эти разговоры. Почему это важно? Во-первых, ты учишься и оттачиваешь свой инструментарий складывать мысли в слова. Во-вторых, это жутко интересно. В-третьих, ты идешь в «Википедию»: ты же не можешь просто так, не аргументированно разговаривать с Ремарком — тебе надо погуглить, посмотреть, почитать про него. А это огромный мир возможностей.
Что дает бег?
Когда я пришел работать в банк, смотрю, все ездят на купе, в машинах и носят на руке дорогие часы. И я тут же пошел и купил себе купе и дорогие часы — попытался купить себе уважение своих товарищей за деньги. Всё это даёт углеродный след: часы надо делать, машину надо делать.
А вы получаете то же самое самоутверждение и социализацию. Вы становитесь частью этой огромной марафонской семьи. За ноль рублей и с нулевым выбросом в атмосферу.
Вам уже больше не нужны часы — вам достаточно очень скромных спортивных часов. Вам не нужно самоутверждаться за счет других, потому что вы же марафон пробежали, вы достигли что-то. Вчера пробежали марафон за 4 часа, а сегодня за 3:50 — круто же! Вот это самоутверждение позволяет вам не поддаваться и не впадать в эту гонку за самоутверждением через покупку дорогих вещей.
Дальше — творчество. Творчество для меня стало сейчас одним из основополагающим моментов в беге.
У тебя всё время есть компромисс: можно побольше отдохнуть, а потом побольше побегать, а можно размазать это всё и побежать сегодня и завтра равномерно. Нужно делать выбор.
Любой выбор — это творчество.
- Ты можешь пойти от объемов: бегать много-много-много, и скорость придет сама. А можешь бегать быстро: бегать, бегать быстро-быстро-быстро, и выносливость придет сама. Одни идут с этой стороны, другие идут с другой.
- Ты можешь бегать на голодный желудок и не обращать внимание на питание, а можешь, наоборот, заточиться под питание, много времени потратить на рационы.
- Можно потратить много времени на ОФП, а можно вообще не делать ОФП, а вместо этого делать специальные беговые упражнения. Можно не делать ни то, ни другое, а просто делать интервальные тренировки. Творчество.
Интерес этого творчества — в том, что у тебя нет очевидного результата. Ты начал бегать, а результат на марафоне в протоколе у тебя будет в лучшем случае через полгода, а то и через год.
Он лежал на потолке и рисовал геометрически искаженные фигуры таким образом, чтобы конечное произведение хорошо смотрелось с пола, а не со стапелей, с которых он рисовал. Или как фрески, которые рисовал Леонардо да Винчи, по сырой штукатурке: тебе надо быстро-быстро, пока она не застыла, и только потом ты видишь всё произведение. Вот так же и ты. Создаешь себе какие-то тренировки, и только потом у тебя начинает проявляться какой-то результат.
И последнее — это удовольствие. Вещи, которые связаны с гедонизмом. Ты просто выбегаешь, солнце светит, кайфово, адреналин брызгает, дофамин брызгает, серотонин брызгает, счастье появляется из ничего.
Тебе не надо сначала много пахать, а потом на эти деньги покупать себе счастье. Ты можешь просто выйти на тренировку, чуть побыстрее, чуть помедленнее, посмотреть, как летают птицы, подышать свежим воздухом, и ты начинаешь ощущать тонкие вещи, которые ты никогда не ощущаешь дома.
Медленный бег
Всё то, о чем мы говорили сегодня, — это в основном про медленный бег. Я в свое время был запуган школьной физкультурой, где никто не объяснял, что можно бегать медленно и в кайф.
Из-за этого опыта бег часто ассоциируется со страданием.
Я часто слышу вопрос: «О чем вы вообще говорите? Какое творчество? Какое удовольствие? Какие мысли? Какие там схемы, беседы с собой на русском, или беговом языке, или с Ремарком, когда я просто хочу умереть, у меня язык на плече?»
Языка на плече, спринта и бега на всю катушку вообще не должно быть. Это не то, что нам нужно.
Удовольствие и регулярность
Невозможно долго заниматься тем, что тебе доставляет сплошные страдания. Поэтому чем спокойнее вы будете к этому относиться, тем дольше вы сможете бегать.
Это гораздо лучше, чем бегать с невероятными страданиями, от случая к случаю. Если регулярно бегать в удовольствие, у вас кардинально изменится отношение к этому. Это как чистить зубы. Вы же не страдаете от того, что вам приходится каждое утро чистить зубы? Вы не рассуждаете. А там, где вы не рассуждаете, вы не тратите энергию, и от этого не устаете.
Часто устаете вы не от тренировки, а от моральных мучений, идти или не идти на тренировку. Если у вас таких моральных мучений не будет, вам будет значительно проще, вы получите гораздо большее удовольствие. И, кстати говоря, это одна из причин найти себе тренера.
90% этой сложной работы делает тренер. Он тебе говорит: «Иди на тренировку». Не ты принимаешь решение, а он: «Завтра тебе надо пробежать 6 километров». Тебе уже как-то неудобно не бегать, если он поработал. Мне кажется, на первых этапах это главная польза от тренера.
Первые два года я работал со своим тренером Мишей Питерцевым и единственное, что я от него слышал: «Юра, медленнее». И до сих пор, как только я выхожу на тренировку, начинаю разгоняться, у меня в голове звучит вот это «Юра, медленнее». Поэтому медленнее, медленнее, медленнее.
По промокоду blog — специальная скидка 30% на курсы МИФа. Скидка суммируется с той, что уже есть на сайте. Максимум — 50%.
Обложка: pexels