Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
«Вы — это не ваши неудачи». Как самооценка влияет на карьеру
4 ноября 2021

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Самооценка влияет на карьеру. И не каким-то абстрактным образом, а напрямую. Карьерный коуч и стратег Ольга Лермонтова в своей книге «Работа по любви» рассказывает, как научиться хвалить себя и перестать отчаиваться из-за неудач. Публикуем отрывок из книги.



Работа по любви

Самооценка и карьера


Источник

Здоровая самооценка (не заниженная и не завышенная) может стать отличной опорой и внутренним стержнем, а заниженная приводит к плачевным последствиям.

Влияние самооценки на карьеру подтверждает и психолог Анна Бабич:

«В профессиональную самооценку входит такое ощущение, как „самоэффективность“, — чувство „я могу“. Насколько хорошо я могу справиться с задачей? Доверяю ли я себе, своему опыту, своим навыкам, чтобы успешно справиться с задачей? Если ощущение „я могу“ крепкое, устойчивое, то человек берется за более сложные и амбициозные проекты, развивается, что сказывается и на карьере. Если ощущение самоэффективности низкое, человек мучится страхами „я не смогу“, и это связывает ему руки: он не берется за задачи, которые кажутся ему сложными, он боится, что не справится.

Этот же страх „я не смогу“ блокирует его инициативность и проактивность. Такому человеку сложно подать голос на совещании и высказать свое мнение. Он не предложит свою кандидатуру на освободившуюся вакансию и ни в коем случае не заявит о том, что его зарплатные ожидания изменились и он претендует на бóльшие деньги.

В основе этого всего, конечно, низкая самооценка: я не достоин, я не смогу, я не должен высовываться».

В привязке к сторонней оценке есть свои ловушки: если ценность несет исключительно похвала от начальства, то мы будем выполнять любую работу, даже самую бессмысленную, лишь бы нам сказали: «Молодец!» Потом, конечно, пожалуемся в кругу друзей на то, что целыми днями перекладываем бумажки и готовим отчеты, которые никто не читает, но все равно продолжим придерживаться той же стратегии.

Многие за все 11 лет школьного обучения так и не выявляют свои сильные стороны.

Зачастую из-за этого у кандидатов не получается презентовать себя на собеседовании, потому что они искренне уверены: у них нет сильных сторон, они просто «как все». Школа и университет отлично учат «скромности» — в плохом смысле этого слова. Двоечников осуждают учителя и родители, отличников же призывают не выпячивать свое превосходство. Если вам повезло попасть в типичную школу советского образца, там еще и посмеиваться могли над самыми старательными. Куда ни кинь — везде клин. Почему так получается, что, как бы ты ни учился, все будет плохо? Идеально быть середнячком, к которому и родители не подкопаются.

Давайте научимся выстраивать свою самооценку. Это полезный навык, который вам еще не раз пригодится.

Упражнение «Учимся хвалить себя»

Зависеть от похвалы других людей, как мы уже выяснили, — тупиковый путь. Даже если вас хвалит руководитель и ему вроде как «положено». Будем учиться искать опору в первую очередь в себе. Давайте выработаем свою собственную систему «самопохвалы».

Заведите себе блокнот или файл на компьютере и записывайте туда, что вам удалось сделать на работе за день, какими результатами вы гордитесь, что нового узнали. В воскресенье подведите итоги.

Важно! Не используйте при описании ваших заслуг абстрактные слова вроде «хорошо» или «плохо». Если возможно, лучше называйте конкретные цифры: чем точнее будет информация, тем лучше. Например: «Собрал три отзыва по проведенному мероприятию; гости оценили его на 4,6 из 5 баллов».

Это упражнение хорошо еще и тем, что в результате вы получите список важных результатов, которые помогут вести переговоры с руководством, например, о повышении зарплаты.

Отучаемся отчаиваться

Итак, мы выяснили, что все мы в той или иной степени заперты в оценочной системе: ждем, чтобы нас похвалили или поругали, и всегда опираемся на чье-то чужое мнение. Мы не можем остановить планету и сойти с нее, не способны перепрограммировать окружающих нас людей и заставить их немедленно перестать нас оценивать. Но мы можем «перепрошить» свое мышление и попытаться прийти к тому, чтобы слушать себя и не выбирать в качестве ориентира оценку со стороны.

Ваша задача — выйти из оценочной системы, начать мыслить другими категориями, не позволять кому-то, как в детстве, ставить вам отметки.

Вот несколько важных установок, которые, помогут и вам обрести чуть больше почвы под ногами.

Вы — это не ваши неудачи (и не ваш успех)


Источник

Не связывайте полученный результат и вашу личность, которая сложна и многогранна. Вы — это не то, как вы закрыли проект, не то, что о вас сказал босс, и не то, получили ли вы повышение в этом году. Эти определения — «умный», «глупый», «плохой», «хороший» — не помогают, а ограничивают вас.

Не стоит говорить себе: «У меня получилось решить эту задачу, потому что я умный» или «Ничего не вышло из-за того, что я идиот». Не всегда стоит делать выводы из одной ситуации. Даже если раз за разом вы, например, забываете дома ключи, это не значит, что вы рассеянны или забывчивы. Возможно, они просто лежат в холле не на видном месте и не попадают в поле вашего зрения, когда вы уходите. Или у вас нет списка вещей, которые нужно брать с собой. Или вы выбегаете из дома каждый раз в спешке (и тогда, если есть желание изменить ситуацию, стоит пересмотреть свой график). Речь идет о смене парадигмы, совсем не о ваших личных качествах. Скажем, если у вас из раза в раз срывается мероприятие по вине подрядчика, может быть, дело не в вас, а в подрядчике?

Вы меняетесь; нет ничего постоянного

Американский психолог и один из ведущих мировых экспертов в области мотивации Кэрол Дуэк в своей книге «Гибкое сознание» отмечает:

«Убежденность в том, что ваши качества высечены из гранита, — установка на данность — вызывает в вас потребность самоутверждаться снова и снова. Если вам даны определенные нравственные качества, определенная индивидуальность, определенное, строго фиксированное количество интеллекта, тогда остается лишь одно — доказывать, что количество всего этого добра довольно велико.

Я видела немало тех, кто был одержим одной этой целью — самоутверждением: в классе ли, в карьере, в отношениях с другими. Такие люди в любой ситуации испытывают потребность доказывать свою образованность, индивидуальность, репутацию. Каждая ситуация оценивается ими с позиции: „Я добьюсь успеха или провалюсь? Я покажусь умным или глупым? Меня примут или отвергнут? Я почувствую себя победителем или неудачником?“»

Соглашаясь с установкой, что мы в чем-то плохи, мы останавливаем себя в развитии, отказываемся расти: «Ну, что ж поделать, это мне никогда не давалось». Если вы приложите усилия, то обязательно получите результат. Может, не совсем тот, на который рассчитывали, но какой-то точно будет — это всегда работает. Главное — суметь его рассмотреть и порадоваться, а не испытать раздражение из-за того, что он не соответствует плану.

Человек не останавливается в развитии.

Каждый новый опыт, каждое приложенное усилие меняет его, поэтому не стоит давать себе индульгенцию в виде фразы: «Мне это никогда не давалось». Попробуйте — вдруг на этот раз дастся ?

Анализируйте, а не оценивайте


Источник

Положим, вы закрыли проект и не все получилось в точности так, как вы хотели. Может быть, даже ваш руководитель сказал, что работа не ахти. Отсюда вы сделали вывод: «Я отработал этот проект плохо». А теперь ответьте себе на вопрос: что такое «плохо»? Совсем все было ужасно? Ни одного хорошего момента во всей работе над проектом? Ах, все-таки кое-что приятное было? Значит, уже не совсем «плохо». Тогда «плохо» на сколько процентов?

Проект тоже многогранная структура, и упрощением было бы оценивать ее в категориях «хорошо» и «плохо». Гораздо эффективнее тщательно проанализировать, что сработало, по какой причине, что можно было бы сделать иначе. Заменяйте оценки рефлексией. Вместо «Какой же отвратной была эта неделя!» можно сказать: «Я переоценила свои силы в отношении загрузки, ставлю себе слишком много задач на день».

Не гонитесь за идеальным результатом

Устанавливая нереалистично высокую планку, мы таким образом как будто лишаем себя возможности достичь ее, заранее обрекаем себя на поражение, потому что сделать все идеально невозможно (а часто просто не нужно). Анна Бабич говорит:

«Обычно, если результат не идеальный, человек его обесценивает: „Вообще ничего не получилось!“ Более эффективная установка же звучит так: „Если я старался и ответственно вкладывался в задачу, то любой результат — это результат, достойный моего уважения“».

Попробуйте отказаться от завышенных KPI в пользу амбициозных, но реалистичных.

Относитесь к себе бережно


Источник

Если вы видите, что у вас что-то не получается, остановитесь и скажите: «Пока так». На настоящий момент этого достаточно. Я не буду искать виноватых, ругать себя за это, лезть из кожи вон в ущерб себе, лишь бы исправить ситуацию. Я остановлюсь и позабочусь о себе. Когда накоплю ресурс, опыт, знания, будет лучше.

Давайте поучимся отслеживать и вылавливать ловушки мышления, которые влияют на нашу самооценку. Это полезный навык, который поможет нам временами останавливаться и смотреть на ситуацию со стороны, а не изнутри.

Упражнение «Ловушка, я тебя знаю»

1. Посчитайте, сколько раз за день вы говорите слова «всегда» и «никогда», катастрофизируя последствия.

Перед вами положили гору отчетности — «Я никогда не закончу эту работу!».
Вы обнаружили ошибку в своих вычислениях — «Я всегда где-нибудь да ошибаюсь!».

Все это кажется мелочью, но наши слова определяют наши мысли, и чем лучше мы научимся избегать ловушек мышления и стремиться к ясности и объективности, тем эффективнее будет наша работа.

Можете ради интереса выполнять подсчеты каждый день и проследить, в какие дни вы прибегаете к катастрофизации чаще всего: происходит ли это в периоды стресса или уже вошло в привычку. Попытайтесь с каждым днем все реже и реже применять дихотомичное мышление.

2. Проследите, какие паттерны и искажения присутствуют в вашей ежедневной реальности на работе в отношении коллег и руководства. Как часто вы грешите «чтением мыслей»? Бывает ли такое, что, глядя на хмурого начальника, вы думаете: «Он получил мой отчет и недоволен. Теперь меня точно уволят!»? Если да, попытайтесь поймать эту мысль за хвост и немедленно придумать другое, не касающееся вас объяснение: «Хмурится. Наверное, зуб болит: он еще вчера жаловался».

По материалам книги «Работа по любви»

Обложка: pexels

Похожие статьи