Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Обтесывание и хирургия. Как редактировать свои тексты
19 марта 2021 17 341 просмотр

Наталия Широкова
Наталия Широкова

«Писать очень легко, — уверял Марк Твен. — Надо только зачеркнуть все ненужные слова».

Может быть, Марку Твену и было легко, но для многих сокращение и редактирование текста — настоящая пытка. Когда мы в МИФе пишем письма читателям, можем править и переписывать текст несколько раз. Что уж говорить о том, как готовятся книги.

В этой статье обсудим, как редактировать собственные тексты.

Два этапа правки

Вы уже проделали тяжелую работу: начерно подобрали слова. Теперь предстоит выделить суть. Убрать лишние, бесполезные и неподходящие слова, а местами найти кое-что получше.

Правка — творческий процесс, когда можно поиграть, развлечься, дать волю фантазии. Но и логика в паре со здравым смыслом здесь очень пригодятся. Обычно для того, чтобы придать тексту стройность, требуется серьезная переделка.


Пишут все!


Пиши без страха. Редактируй без жалости — Источник

Есть два этапа правки текста: обтесывание и хирургия.

1. Обтесывание, или структурное редактирование, — это серьезная смысловая правка.

2. Хирургия, или построчное редактирование, — правка каждого абзаца и предложения, подбор и замена слов и прочая ювелирная работа..

Каждому тексту нужны оба этапа: сначала обтесывание, потом хирургия.

Обтесывание

Забудьте на время о грамматике и отдельных словах и сосредоточьтесь на общей картине.

1. Как можно яснее сформулируйте ключевую идею. Вынесите ее в начало текста. Возможно, вы затянули вводную часть и перегрузили ее объяснениями, вместо того чтобы сразу перейти к делу. В большинстве случаев мы слишком долго начинаем, и один-два первых абзаца можно безболезненно удалить. Сделайте это или хотя бы сократите слишком длинные заходы, а ценные мысли (если они действительно там есть), перенесите в другую часть текста.

2. Удалите все, что отвлекает от главной мысли, не подкрепляет и не развивает доводы. Иногда приходится пожертвовать даже хорошей историей или шуткой.


Не стесняйтесь использовать главную кнопку редактора. — Источник

3. Проверьте на прочность каждый абзац. Точно ли в нем содержится мысль, которая не высказана до или после? Не получился ли у вас «абзац Франкенштейна», составленный из отрывков, фрагментов и бессвязных фраз? Предложения должны логично перетекать друг в друга, развивая мысль и образуя единое смысловое целое.

4. Проверьте на прочность каждое предложение. Привносит ли оно нечто новое или просто повторяет то, что уже сказано выше? Если так, удалите его без всякой жалости. Помните: лучше меньше, да лучше. Многие авторы слишком долго добираются до сути, обрушивая на читателя лавину лишних слов. Не берите с них пример. Пишите сжато, экономно.

5. Подумайте о перестановках. Все ли фрагменты текста на своих местах? Органично ли каждая мысль перетекает в следующую?

6. Представьте, что предложения в каждом абзаце — это реплики в беседе пожилой дружелюбной пары. Они не перебивают и не перекрикивают друг друга, а дополняют или проясняют то, что было сказано прежде.

Хирургия

А теперь давайте отложим топор и возьмемся за скальпель. Снова вернитесь к началу текста и внимательно посмотрите на каждое слово.

1. Срежьте ненужный жирок. Не может ли случайно быть так, что вы использовали лишние слова там, где лучше было выразиться покороче?

2. Уберите очевидное. Не нужно все время повторять: в этой статье, в этом посте, в этой ситуации, по моему мнению, мы считаем, что… Словом, вы поняли.

3. Удалите «слова Франкенштейна», собранные из нескольких частей и звучащие непонятно или некрасиво (например, профитроллинг — «профессиональный» + «троллинг»). Будьте осторожнее с суффиксами: не стоит образовывать слова-мутанты вроде продавабельный. Вычеркните повторы, клише, а также слова, которые только притворяются умными и важными.


Если вместо стройного текста на вас смотрит грустное чудовище — это не повод расстраиваться, а повод еще немного поколдовать. — Источник

4. Избавьтесь от словесного шлака. Во многих случаях фразу или оборот можно заменить одним словом (например, вместо «несмотря на то, что» можно написать «хотя»; вместо «к сожалению» или «к несчастью» иногда можно поставить «увы»; вместо «в наше время» — «сегодня»).

5. Устраните наречия, если они не несут важной смысловой нагрузки.

6. Замените блеклые глаголы более яркими. Например, вместо «он нечаянно порезал палец» напишите «он нечаянно полоснул ножом по пальцу».

7. Создайте переходы между абзацами. Органичные связки значительно упрощают восприятие любого текста. В идеале один абзац должен плавно перетекать в другой, создавая ощущение ритма и динамики. Удачные переходы похожи на мельчайшие стежки: они превращают разрозненные фрагменты в текст, который читается на одном дыхании.

8. Нарастите соединительную ткань. Не полагайтесь на «школьные» связки — однако, тем не менее, таким образом. Выберите мысль из предыдущего абзаца и свяжите ее с одним из тезисов следующего.

А теперь еще раз. И еще. И еще

Когда пройдетесь по тексту от начала до конца, сделайте перерыв. А затем вернитесь и повторите шаг за шагом еще раз. А потом еще. Пока не будете уверены, что сделали для читателя все что могли.

Ну все. Настало время показать текст редактору.

Лучшие тексты рождаются в сотрудничестве. Найдите человека, который сможет подсказать, как улучшить написанное. Если рядом нет профессионального редактора, покажите своё детище тому, чей слог вам нравится. Если и такого человека нет — покажите текст хоть кому-нибудь: родным, друзьям, коллегам. К их мнению тоже стоит прислушаться, хоть и не воспринимая как бесспорную истину.

По материалам книги «Пишут все!»

Обложка поста — unsplash

 

Похожие статьи