Эйфория бегуна — это особое состояние подъема после продолжительной физической тренировки. Подобный эффект вызывает бег, ходьба, плавание, езда на велосипеде, йога, танцы и другая активность. Кажется, так мозг вознаграждает нас за приложенные усилия. Но почему это происходит? Разбираемся на примерах из книги Келли Макгонигал «Радость движения».
«Вид механической интоксикации»
Радость движения
Состояние эйфории, которое дает нам бег, разные спортсмены описывают по-разному. Одни сравнивают его с опьянением, другие — с духовным опытом. Философ Александр Бэйн характеризовал удовольствие от пробежки как «вид механической интоксикации», чемпион по триатлону Скотт Данлэп — как «два коктейля Red Bull с водкой плюс выигрыш в лотерею».
Вот еще несколько цитат с форума, посвященного эйфории бегуна:
- «Я люблю бегать и, когда бегаю, люблю всех, кто встречается мне по пути».
- «Это похоже на взаимную симпатию: когда ты признаешься человеку, что он тебе нравится, а тот отвечает, что ты ему тоже нравишься».
- «Я чувствую связь с окружающими людьми, со своими близкими и смотрю в будущее с оптимизмом».
Интригует, правда?
Современная наука объясняет это так: наша способность получать удовольствие от физических упражнений связана с генетической памятью о том, как жили наши предки — охотники и собиратели.
Вероятно, люди смогли выжить в том числе потому, что физическая активность приносила им удовольствие.
Охотники и собиратели
В 2010 году антрополог Херман Понтцер изучал племя хадза, проживающее на севере Танзании. Хадза живут в среде, максимально приближенной к той, в которой эволюционировали наши предки, по-прежнему занимаются охотой и собирательством.
Выживание хадза зависит от тех же факторов, что и у древних людей. Источник
На мужчин и женщин племени повесили специальные датчики, измеряющие активность. Выяснилось, что хадза были высокоактивны в течение двух часов в день и еще несколько часов занимались легкой физической активностью, например ходьбой. Показатели были одинаковыми как у мужчин, так и у женщин.
Для сравнения: средний американец занят высокой физической активностью менее 10 минут в день.
При этом у хадза не бывает сердечно-сосудистых заболеваний, у них ниже уровень артериального давления, содержание холестерина, триглицеридов и С-реактивного белка, чем у американцев того же возраста.
Это вполне соотносится с результатом эксперимента, который проводили в Великобритании и США. Там активных людей попросили некоторое время вести сидячий образ жизни. По итогам 88% отметили у себя более депрессивное состояние.
Беговая эволюция
Изучение окаменелостей скелета древних людей позволяет заключить: наши тела менялись, чтобы быть приспособленными для бега. Крупные ягодичные мышцы, длинные ахилловы сухожилия, выйная связка, которая не дает голове болтаться при быстром движении — все это следствия «беговой эволюции».
Антрополог Дэвид Райклен предположил, что эйфория — не физиологический «побочный эффект», возникающий при беге на длинные дистанции, а способ вознаградить нас за упорство и настойчивость.
Он провел эксперимент, устроив испытуемым тренировки разного типа интенсивности на беговой дорожке, а затем измерил в их крови уровень эндоканнабиноидов — веществ, вызывающих чувство эйфории.
Состояние эйфории можно испытать, если продолжительность пробежки составляет не менее 20 минут. Источник
Выяснилось, что медленная ходьба и самая интенсивная тренировка не дали никакого эффекта. А вот при беге трусцой уровень эндоканнабиноидов в крови испытуемых повысился в три раза.
Это дало основания Райклену предположить, что мозг вознаграждает нас не за все виды нагрузки — а лишь за похожие на те, которым подвергались наши предки два миллиона лет назад, занимаясь охотой и собирательством.
Что это значит для нас?
Главный вывод, который можно сделать из всех исследований, — эйфорию вызывает не любой бег, а продолжительный бег умеренной интенсивности. Сюда же можно отнести занятия велоспортом, ходьбу на беговой дорожке с наклоном или ходьбу по пересеченной местности — все это вызывает повышенный уровень эндоканнабиноидов.
Нет определенной интенсивности тренировок, скорости или дистанции, которую нужно пробежать, — определить ее можем только мы сами. Механизм вознаграждения включается, когда мы проявляем настойчивость и повышаем сердечный ритм.
По материалам книги «Радость движения»
Фото на обложке отсюда