Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Гулять, смотреть, размышлять. О чем говорит городской пейзаж
13 сентября 2020

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Элементы городского пейзажа — вывески, шрифты, ограды, граффити, знаки — несут в себе смыслы, которые мы не замечаем. Легендарный Джордж Нельсон в книге «Как видеть» рассказывает о развитии осознанного видения. Это навык, который можно освоить любому современному человеку. Другими словами, это искусство видеть умом. Отправляйтесь на прогулку и попробуйте понять, о чем говорит городской пейзаж. Вот на что можно обратить внимание.

Цифры



Как видеть

В городском пейзаже изображения цифр встречаются буквально на каждом шагу, а их поиск станет хорошим упражнением на развитие зоркости.


Здесь и далее — иллюстрации из книги «Как видеть»

«Однажды я собрал слайд-шоу из городских фотографий чисел от ста до нуля — на этот проект у меня ушло несколько месяцев, — рассказывал Нельсон. — Но игра стоила свеч, и наградой мне стало осознание того, чего я никогда раньше не замечал. Конечно, весь интерес в том, чтобы находить неожиданные формы, размеры и контексты. Чтобы избежать лишних расстройств, возьмите длиннофокусный объектив или телеобъектив и оптику для макросъемки».

Стрелки

За один-единственный уик-энд в современного человека, без сомнения, выпускается больше стрел, чем в героя самого остросюжетного индейского эпоса.

Стрелки стали одним из неотъемлемых элементов публичного пространства, они — прямое следствие нашей тяги к передвижению, властный и всюду нас сопровождающий спутник современного пейзажа. Стрелки пронзают, уговаривают, шантажируют, продают, направляют; у нас нет никакой возможности оценить вред, который они наносят нашему сознанию. Но компенсации нам не полагается; за стрелки никто не платит, как никто не платит за загрязнение воздуха, за музыку в супермаркетах или за звуки полицейских сирен.

Попробуйте во время длительной прогулки сосчитать все стрелки, которые повстречаются вам на пути. Носле нескольких часов полной концентрации что-то в вашем сознании изменится раз и навсегда.

Невербальные сообщения

Любой объект, расположенный в любом участке пространства, можно считать невербальным сообщением, уловить и расшифровать которое может любой достаточно приближенный к нему приемник.

На иллюстрации изображено такое сообщение, элемент искусственной среды, который одновременно обращен и к пешеходам, и к автомобилистам; их цель — удобство и выживание людей. Такие сообщения безжалостны в своей простоте; предполагается, что считывать их будут те, кто едет на большой скорости. Формально они ничем не отличаются от изображения золотого солнца.

Но важное отличие состоит в том, что солнце представляет собой приглашение; от самой формы и материала, из которого сделан этот знак, веет теплом и доброжелательностью. У двух других знаков нет времени на то, чтобы очаровывать наблюдателя; передаваемое ими сообщение — команда или запрет.

Неформальные сообщения

Для многих людей современное общество — источник разочарования, так как оно не способно предоставить возможность для двустороннего общения. Надписи на улицах в большинстве случаев носят запрещающий характер: «не задерживаться», «не плевать», «курить запрещено», «нет парковки», «посторонним вход воспрещен».

Еще есть приказы: «вперед», «остановитесь», «поверните налево», «выгуливайте собаку на дороге, а не на тротуаре» и т. д. Радио и телевидение обеспечивают лишь одностороннюю коммуникацию, в итоге мало кому из городских жителей удается найти собеседника, когда хочется излить душу.

Конечно же, люди бунтуют против этой системы, выбирая самые разные средства, от вандализма до надписей в публичных местах. В большинстве случаев пишут раздраженные протестные сообщения; делают это, вероятно, люди, доведенные до крайности одиночеством, психологическим напряжением и чувством незащищенности — а ведь все это типичные черты жизни в современном обществе.

Помимо проявлений злости, нашему взору предстает множество примеров того, как люди жаждут самовыражения, стремятся вырваться из собственной обезличенности.

Нет-нет

Любимое занятие городских чиновников, сотрудников полицейского департамента и всех, кто по службе так или иначе связан с организацией дорожного движения, — это говорить «нет». В большинстве случаев запреты изображаются в виде текста. Но существует также и старая традиция невербальной передачи информации, которая в данном случае не менее действенна и при этом не настолько захламляет визуальную среду.

Вариативность таких сообщений чрезвычайно широка: от кошмарной Берлинской стены до почти комичных нагромождений уличных препятствий. Диапазон дизайнерских решений включает в себя строгие предупреждения всем желающим присесть в неположенном месте, импровизированные блокпосты на дороге, призванные остановить безбилетных посетителей парков и эту изумительно изящную ограду в стиле прошлого века.

Наблюдайте и пытайтесь понять, о чем говорит окружающее пространство. Тем самым вы овладеете искусством видеть умом.

По материалам книги «Как видеть. Визуальное путешествие по миру, который создан человеком»

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи