Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как планировать карьеру, чтобы оставаться востребованным в любое время
9 июля 2020 4 626 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Как понять, чего вы хотите в профессии? Как на застрять в режиме «никогда-нибудь» на долгие годы? Как искать новые возможности для роста? Вопросы, которые часто мелькают в голове почти каждого человека. Разбираемся вместе с Еленой Резановой — автором книги «Никогда-нибудь» и специалистом по самореализации взрослых профессионалов.

Вебинар Елены (и ещё два других) можно посмотреть на бесплатном онлайн-курсе «Ок, что дальше». Мы же принесли краткую выжимку из презентации Елены.

 

Что дал нам кризис

Говорят, что кризис — время возможностей. Понять это просто, а вот принять — не очень. Как увидеть возможности, когда непонятно, что будет дальше — с работой, деньгами и вообще? Давайте попробуем вместе.

Никогда-нибудь


Источник

Первое, что дал нам кризис — это понимание, что колеса остановились. У людей появилось время на себя, чтобы подумать, чем они занимаются и стоит ли это того. И многие вдруг осознали, что вовсе не хотят возвращаться к привычному укладу жизни.

Второе — это крах стабильности. Вернее, иллюзия стабильности, в которую многие верили, рассеялась. Нам казалось, что мы все контролировали. Но когда все «полетело» и стало неуправляемым, пришло осознание: мы ощущали стабильность, потому что ничего не происходило. С одной стороны это больно принять, с другой — это дает свободу.

Третье — появилось новое понимание себя. Пока мы все были заняты и со всей силы бежали, то иногда возникало ощущение, что я — это моя работа. Но это неправильно. Когда люди дистанцировались от рабочего процесса, они стали задавать себе вопросы: о том, кто они такие, что из себя представляют и чем занимаются.

Четвертое — творческая мобилизация. Люди из сфер, которые особенно пострадали, сделали мощный скачок: многие в рекордные сроки запустили онлайн-магазины, доставки, онлайн-дегустации, онлайн-тренировки и сделали очень интересные форматы своих продуктов. Креатив вышел на новый уровень.

Как понять, чего хочешь в профессии

 

Не работает

 

Работает

Модель Большого Инсайта Модель гипотез и прототипов
Точка на карте Направление (вектор)

Модель Большого Инсайта

Истории успеха обычно звучат красиво. Вот, например, история Юли, гида по Берлину, которая в прошлом была преподавателем в университете и ученым: «Я открыла не в своей рубрике журнал с вакансиями, увидела предложение — гид для гастрономических экскурсий — и меня как током: город и гастрономия, рассказывать и быть проводником». И с тех пор у Юли понеслось.

А вот другая история: «Как же я мечтала об экоферме: козы, вино. Все читала, изучала, планировала, уволилась с работы. Слава богу, что не купила ферму, а пошла волонтерить сначала. Месяц доек, прокисшего молока, мастита козьего, потом еще месяц агрокультурного воспитания в сорокаградусную жару. Я поняла, что фермерская жизнь не совсем то, что я о ней думала».

Что нам это говорит? Что модель Большого Инсайта не работает. А работают гипотезы и прототипы.

Когда происходит встреча с мечтой, мы чувствуем: вот оно! И этот Большой Инсайт принимаем за ответ. А это вовсе не ответ — это гипотеза. Гипотеза, которую нужно проверять. Это как в истории девушки с экофермой, которая пошла сначала волонтерить: хотя ей бы и увольняться не следовало — можно было волонтерить в отпуске.

Точка на карте

Есть ещё одна штука, которая не работает, — это точечная цель. Например, когда нам надо заранее знать ответ на вопрос, что я буду делать через пять лет, сколько буду зарабатывать, в какой профессии буду, — всё это точечные цели, которые имеют гигантские риски.


Источник

Первый риск: ваша профессия просто может исчезнуть к тому времени, когда вы к ней придете. Профессии и сферы исчезают, а новые появляются очень быстро, особенно в наше турбулентное время.

Второй риск: когда через несколько лет вы приедете в нужную точку, то можете понять, что ничего этого не хотели. Например, вы думали, что здорово быть свободным писателем, но не учли, что это довольно своеобразная работа.

И третий риск, о котором почти никто не задумывается: вы можете перерасти цель, пока идете к ней.

Нужен вектор

Альтернативой этих подходов является понимание своего направления или вектора. Представьте: три человека открывают бары. Один из них Дмитрий: ему хочется делать интересные крутые проекты плечом к плечу с яркими талантливыми людьми. Второй — Сергей: он любит барную культуру. Третий — Олег: он открывает бар, потому что это бизнес-проект, он будет делать деньги. Представьте себе, что все три бара накрылись медным тазом. Прервалась ли траектории каждого из этих ребят?

Не прервалась. Дмитрий продолжит делать проекты с интересными людьми. Сергей найдет способ развивать барную культуру: например, на время переведет свой бар онлайн или сделает какую-нибудь школу коктейлей. А Олег придет в себя, потому что он предприниматель и он просто будет делать другие бизнес-проекты. Его задача — делать бизнес-проекты, вот его вектор. И тогда, что бы не происходило, наша траектория не останавливается, и точки внутри этого вектора, они будут у каждого свои.

Цель калибруется. Она растет вместе с нами. И каждый раз когда возникают новые задачи и ориентиры, вектор остается при нас.

Упражнение

Давайте сделаем упражнение, которое называется «Распаковка вершины», чтобы понять свой вектор. Возьмите любую суперпривлекательную для вас конкретную цель, от которой прям мурашки: например, стать писателем, финансовым директором или профессиональным спортсменом. А теперь задайте один вопрос: «Что в этом для меня классного?» Всё. Вот ваш вектор.

И даже если вас накроет турбулентность, вы все равно будете понимать, что вам по-настоящему нужно. Зачем нужен бар, зачем вы хотите писать тексты, зачем вам нужно прыгать на доске по снегу.

Как не застрять в режиме «никогда-нибудь» на долгие годы

 

Не работает

 

Работает

Ожидание поворота на 180 и зависание в точке выбора Любой угол поворота, даже на один градус

Знаете, какой самый большой риск в точке выбора? Нет, вовсе не свернуть не туда или сделать ошибку. Самый большой риск — застрять в этой чертовой точке выбора. В это время рушится самооценка и тратится энергия. Профессиональная ценность не растет: человек ничего не учит — он хочет куда-то выдвинуться, но никуда не выдвигается. Зато на полную катушку развивается FOMO-синдром — синдром ощущения потери времени, когда вы прямо чувствуете, как время пролетает через вас. Растет инерция — закатанность в колею, когда вы уже впечатались в этот мир, в этот распорядок, в эту работу и в этих людей. Растет закон обратного усилия, когда вы сильно барахтаетесь, чтобы выбраться, еще судорожнее ищете себя, еще сильнее хотите понять, куда вам идти, а вас только засасывает обратно в болото.

Все это происходит в точке выбора. Но почему же мы в ней сидим? Что нас в ней держит?


Источник

Дело в том, что мы думаем, что впереди у нас Большой поворот: мы же должны теперь как-то свернуть с нынешнего пути и делать все по-новому. И вот этот страх повернуть и крупно ошибиться — это очень большая ошибка, которая может держать в тисках хороших людей годами. Но если не покупать экоферму, а пойти туда волонтерить, то ничего с вами плохого не произойдет: вы максимум — потеряете отпуск. Вы не будете бояться поворачивать, потому что не будете бояться проиграть. Хотя, конечно, и способ с резким повтором тоже работает.

Резкий поворот или поворот на один градус

Вот для примера две истории двух девушек, которые 5 лет назад решили поменять свою жизнь. Таня зашла через резкий поворот, а Яна зашла через серию маленьких последовательных движений, которые также привели ее к точке, в которую она хотела попасть.

Таня была финансовым директором, ее резко встряхнуло, и она поехала жить в Италию на озеро Гарда. На вопрос, почему Таня так сделала, она отвечает «Ну вот я такой человек. Решила и сделала. Мне только так надо: я медленно не могу. Сгорел сарай — гори и хата». Яна работала hr-специалистом в банке и увлекалась вином как культурой. Она ничего резко не меняла: сначала она пошла на мастер-класс, потом стала изучать историю винных регионов, опять же параллельно с работой, потом она пошла учиться на сомелье — уже серьезное обучение, серьезные инвестиции. Затем начала учить французский. Потом, когда она стала уникальным специалистом, у которого есть опыт в развитии персонала и опыт в вине, её нашла крупная винная компания: они искали специалиста, который бы возглавил их центр обучения. И тогда она приняла предложение. Яна преподает на курсах сомелье и отвечает за развитие этого центра.

И у Тани и у Яны все замечательно, но пришли они к этому разными путями. Таня пришла через поворот на 180 градусов, а Яна — через поворот на один градус. Поэтому важно понять: угол поворота должен быть таким, как вы хотите. Хотите плавно — пусть будет плавно. Хотите резко — пусть будет резко. Как вы хотите. «Вы» — здесь ключевое слово.

Как искать новые возможности для роста

 

Не работает

 

Работает

Смешивать сферу и формат Формат не равно сфера
Затуннеливание Растуннеливание: карта вариантов и поле выбора

Бывает так, что нас не устраивает нынешняя работа, но совершенно непонятно, куда же идти. И вот про такие ситуации можно смело издавать книжку под названием «А че, так можно было?» Потому что часто мы не видим возможности, которые лежат перед нами. Почему?

Во-первых, потому что смешиваем сферу и формат. Что это значит? Вот пример самой Елены Резановой: «Я, работая в компании и отвечая за развитие карьеры, сказала себе: нет, развитие карьеры мне вообще неинтересно, развитие людей мне вообще не интересно, и всё это вообще не моя тема. Что мне было на самом деле неинтересно? Тот формат работы, в котором я тогда это практиковала: конкретные должностные обязанности и фронт работ. Все то, что было контекстуально, ситуативно, мне не нравилось, оно себя исчерпало. Но в целом сфера развитие карьеры — это мое. Я ж в ней до сих пор, просто в другом формате».


Источник

Огромное количество потрясающе умных людей делают ту же самую системную ошибку: они путают формат своей нынешней работы и тему, в которой они находятся. Они перестают смотреть по сторонам.

Затуннеливание

Вторая беда — это затуннеливание. Когда мы заняты и востребованы, мы перестаем оглядываться и получат новую информацию. Поэтому когда нас закономерно накрывает, у нас возникает вопрос «А что дальше?», у нас нет вариантов ответа. Единственный выход — это растуннеливаться, то есть составлять карту вариантов и поля выбора.


Карта местности Инны

Эта карта — любимый пример Елены. Она составлена Инной — замечательным стилистом, когда она строила свою дальнейшую стратегию в сфере стиля. У нее был вопрос: «Кем быть в области стиля?» Она чувствовала, что сфера её, а кем быть не знала. И она составила карту местности. У каждого человека своя карта, и ваша карта той же сферы может выглядеть совсем иначе.

Но самое главное: карта вас моментально размораживает. Она дает поле выбора.

Три вопроса

Чтобы сделать такую карту, попробуйте сначала задать себе три простых вопроса. Первый вопрос — про книги: какие три книги в вашей теме вышли за последний год? Второй вопрос: три события в теме, которая вам интересна. И третий: три человека, которые делают что-то классное. Как только вы ответите на эти три вопроса, вы уже начнете растуннеливаться, вы почувствуете, что вокруг вас огромное количество вариантов.

 

Это только часть информации, которой Елена Резанова поделилась в своем вебинаре. Посмотреть его полностью можно на нашем крутом бесплатном курсе «Ок, что дальше» — он поможет разобраться, как жить в условиях турбулентности.

 

Обложка: unsplash

 

Похожие статьи