Саморазвитие
Как планировать карьеру, чтобы оставаться востребованным в любое время
9 июля 1 728 просмотров
Саморазвитие
Как планировать карьеру, чтобы оставаться востребованным в любое время
9 июля 1 728 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Как понять, чего вы хотите в профессии? Как на застрять в режиме «никогда-нибудь» на долгие годы? Как искать новые возможности для роста? Вопросы, которые часто мелькают в голове почти каждого человека. Разбираемся вместе с Еленой Резановой — автором книги «Никогда-нибудь» и специалистом по самореализации взрослых профессионалов.

Вебинар Елены (и ещё два других) можно посмотреть на бесплатном онлайн-курсе «Ок, что дальше». Мы же принесли краткую выжимку из презентации Елены.

 

Что дал нам кризис

Говорят, что кризис — время возможностей. Понять это просто, а вот принять — не очень. Как увидеть возможности, когда непонятно, что будет дальше — с работой, деньгами и вообще? Давайте попробуем вместе.

Никогда-нибудь


Источник

Первое, что дал нам кризис — это понимание, что колеса остановились. У людей появилось время на себя, чтобы подумать, чем они занимаются и стоит ли это того. И многие вдруг осознали, что вовсе не хотят возвращаться к привычному укладу жизни.

Второе — это крах стабильности. Вернее, иллюзия стабильности, в которую многие верили, рассеялась. Нам казалось, что мы все контролировали. Но когда все «полетело» и стало неуправляемым, пришло осознание: мы ощущали стабильность, потому что ничего не происходило. С одной стороны это больно принять, с другой — это дает свободу.

Третье — появилось новое понимание себя. Пока мы все были заняты и со всей силы бежали, то иногда возникало ощущение, что я — это моя работа. Но это неправильно. Когда люди дистанцировались от рабочего процесса, они стали задавать себе вопросы: о том, кто они такие, что из себя представляют и чем занимаются.

Четвертое — творческая мобилизация. Люди из сфер, которые особенно пострадали, сделали мощный скачок: многие в рекордные сроки запустили онлайн-магазины, доставки, онлайн-дегустации, онлайн-тренировки и сделали очень интересные форматы своих продуктов. Креатив вышел на новый уровень.

Как понять, чего хочешь в профессии

 

Не работает

 

Работает

Модель Большого Инсайта Модель гипотез и прототипов
Точка на карте Направление (вектор)

Модель Большого Инсайта

Истории успеха обычно звучат красиво. Вот, например, история Юли, гида по Берлину, которая в прошлом была преподавателем в университете и ученым: «Я открыла не в своей рубрике журнал с вакансиями, увидела предложение — гид для гастрономических экскурсий — и меня как током: город и гастрономия, рассказывать и быть проводником». И с тех пор у Юли понеслось.

А вот другая история: «Как же я мечтала об экоферме: козы, вино. Все читала, изучала, планировала, уволилась с работы. Слава богу, что не купила ферму, а пошла волонтерить сначала. Месяц доек, прокисшего молока, мастита козьего, потом еще месяц агрокультурного воспитания в сорокаградусную жару. Я поняла, что фермерская жизнь не совсем то, что я о ней думала».

Что нам это говорит? Что модель Большого Инсайта не работает. А работают гипотезы и прототипы.

Когда происходит встреча с мечтой, мы чувствуем: вот оно! И этот Большой Инсайт принимаем за ответ. А это вовсе не ответ — это гипотеза. Гипотеза, которую нужно проверять. Это как в истории девушки с экофермой, которая пошла сначала волонтерить: хотя ей бы и увольняться не следовало — можно было волонтерить в отпуске.

Точка на карте

Есть ещё одна штука, которая не работает, — это точечная цель. Например, когда нам надо заранее знать ответ на вопрос, что я буду делать через пять лет, сколько буду зарабатывать, в какой профессии буду, — всё это точечные цели, которые имеют гигантские риски.


Источник

Первый риск: ваша профессия просто может исчезнуть к тому времени, когда вы к ней придете. Профессии и сферы исчезают, а новые появляются очень быстро, особенно в наше турбулентное время.

Второй риск: когда через несколько лет вы приедете в нужную точку, то можете понять, что ничего этого не хотели. Например, вы думали, что здорово быть свободным писателем, но не учли, что это довольно своеобразная работа.

И третий риск, о котором почти никто не задумывается: вы можете перерасти цель, пока идете к ней.

Нужен вектор

Альтернативой этих подходов является понимание своего направления или вектора. Представьте: три человека открывают бары. Один из них Дмитрий: ему хочется делать интересные крутые проекты плечом к плечу с яркими талантливыми людьми. Второй — Сергей: он любит барную культуру. Третий — Олег: он открывает бар, потому что это бизнес-проект, он будет делать деньги. Представьте себе, что все три бара накрылись медным тазом. Прервалась ли траектории каждого из этих ребят?

Не прервалась. Дмитрий продолжит делать проекты с интересными людьми. Сергей найдет способ развивать барную культуру: например, на время переведет свой бар онлайн или сделает какую-нибудь школу коктейлей. А Олег придет в себя, потому что он предприниматель и он просто будет делать другие бизнес-проекты. Его задача — делать бизнес-проекты, вот его вектор. И тогда, что бы не происходило, наша траектория не останавливается, и точки внутри этого вектора, они будут у каждого свои.

Цель калибруется. Она растет вместе с нами. И каждый раз когда возникают новые задачи и ориентиры, вектор остается при нас.

Упражнение

Давайте сделаем упражнение, которое называется «Распаковка вершины», чтобы понять свой вектор. Возьмите любую суперпривлекательную для вас конкретную цель, от которой прям мурашки: например, стать писателем, финансовым директором или профессиональным спортсменом. А теперь задайте один вопрос: «Что в этом для меня классного?» Всё. Вот ваш вектор.

И даже если вас накроет турбулентность, вы все равно будете понимать, что вам по-настоящему нужно. Зачем нужен бар, зачем вы хотите писать тексты, зачем вам нужно прыгать на доске по снегу.

Как не застрять в режиме «никогда-нибудь» на долгие годы

 

Не работает

 

Работает

Ожидание поворота на 180 и зависание в точке выбора Любой угол поворота, даже на один градус

Знаете, какой самый большой риск в точке выбора? Нет, вовсе не свернуть не туда или сделать ошибку. Самый большой риск — застрять в этой чертовой точке выбора. В это время рушится самооценка и тратится энергия. Профессиональная ценность не растет: человек ничего не учит — он хочет куда-то выдвинуться, но никуда не выдвигается. Зато на полную катушку развивается FOMO-синдром — синдром ощущения потери времени, когда вы прямо чувствуете, как время пролетает через вас. Растет инерция — закатанность в колею, когда вы уже впечатались в этот мир, в этот распорядок, в эту работу и в этих людей. Растет закон обратного усилия, когда вы сильно барахтаетесь, чтобы выбраться, еще судорожнее ищете себя, еще сильнее хотите понять, куда вам идти, а вас только засасывает обратно в болото.

Все это происходит в точке выбора. Но почему же мы в ней сидим? Что нас в ней держит?


Источник

Дело в том, что мы думаем, что впереди у нас Большой поворот: мы же должны теперь как-то свернуть с нынешнего пути и делать все по-новому. И вот этот страх повернуть и крупно ошибиться — это очень большая ошибка, которая может держать в тисках хороших людей годами. Но если не покупать экоферму, а пойти туда волонтерить, то ничего с вами плохого не произойдет: вы максимум — потеряете отпуск. Вы не будете бояться поворачивать, потому что не будете бояться проиграть. Хотя, конечно, и способ с резким повтором тоже работает.

Резкий поворот или поворот на один градус

Вот для примера две истории двух девушек, которые 5 лет назад решили поменять свою жизнь. Таня зашла через резкий поворот, а Яна зашла через серию маленьких последовательных движений, которые также привели ее к точке, в которую она хотела попасть.

Таня была финансовым директором, ее резко встряхнуло, и она поехала жить в Италию на озеро Гарда. На вопрос, почему Таня так сделала, она отвечает «Ну вот я такой человек. Решила и сделала. Мне только так надо: я медленно не могу. Сгорел сарай — гори и хата». Яна работала hr-специалистом в банке и увлекалась вином как культурой. Она ничего резко не меняла: сначала она пошла на мастер-класс, потом стала изучать историю винных регионов, опять же параллельно с работой, потом она пошла учиться на сомелье — уже серьезное обучение, серьезные инвестиции. Затем начала учить французский. Потом, когда она стала уникальным специалистом, у которого есть опыт в развитии персонала и опыт в вине, её нашла крупная винная компания: они искали специалиста, который бы возглавил их центр обучения. И тогда она приняла предложение. Яна преподает на курсах сомелье и отвечает за развитие этого центра.

И у Тани и у Яны все замечательно, но пришли они к этому разными путями. Таня пришла через поворот на 180 градусов, а Яна — через поворот на один градус. Поэтому важно понять: угол поворота должен быть таким, как вы хотите. Хотите плавно — пусть будет плавно. Хотите резко — пусть будет резко. Как вы хотите. «Вы» — здесь ключевое слово.

Как искать новые возможности для роста

 

Не работает

 

Работает

Смешивать сферу и формат Формат не равно сфера
Затуннеливание Растуннеливание: карта вариантов и поле выбора

Бывает так, что нас не устраивает нынешняя работа, но совершенно непонятно, куда же идти. И вот про такие ситуации можно смело издавать книжку под названием «А че, так можно было?» Потому что часто мы не видим возможности, которые лежат перед нами. Почему?

Во-первых, потому что смешиваем сферу и формат. Что это значит? Вот пример самой Елены Резановой: «Я, работая в компании и отвечая за развитие карьеры, сказала себе: нет, развитие карьеры мне вообще неинтересно, развитие людей мне вообще не интересно, и всё это вообще не моя тема. Что мне было на самом деле неинтересно? Тот формат работы, в котором я тогда это практиковала: конкретные должностные обязанности и фронт работ. Все то, что было контекстуально, ситуативно, мне не нравилось, оно себя исчерпало. Но в целом сфера развитие карьеры — это мое. Я ж в ней до сих пор, просто в другом формате».


Источник

Огромное количество потрясающе умных людей делают ту же самую системную ошибку: они путают формат своей нынешней работы и тему, в которой они находятся. Они перестают смотреть по сторонам.

Затуннеливание

Вторая беда — это затуннеливание. Когда мы заняты и востребованы, мы перестаем оглядываться и получат новую информацию. Поэтому когда нас закономерно накрывает, у нас возникает вопрос «А что дальше?», у нас нет вариантов ответа. Единственный выход — это растуннеливаться, то есть составлять карту вариантов и поля выбора.


Карта местности Инны

Эта карта — любимый пример Елены. Она составлена Инной — замечательным стилистом, когда она строила свою дальнейшую стратегию в сфере стиля. У нее был вопрос: «Кем быть в области стиля?» Она чувствовала, что сфера её, а кем быть не знала. И она составила карту местности. У каждого человека своя карта, и ваша карта той же сферы может выглядеть совсем иначе.

Но самое главное: карта вас моментально размораживает. Она дает поле выбора.

Три вопроса

Чтобы сделать такую карту, попробуйте сначала задать себе три простых вопроса. Первый вопрос — про книги: какие три книги в вашей теме вышли за последний год? Второй вопрос: три события в теме, которая вам интересна. И третий: три человека, которые делают что-то классное. Как только вы ответите на эти три вопроса, вы уже начнете растуннеливаться, вы почувствуете, что вокруг вас огромное количество вариантов.

 

Это только часть информации, которой Елена Резанова поделилась в своем вебинаре. Посмотреть его полностью можно на нашем крутом бесплатном курсе «Ок, что дальше» — он поможет разобраться, как жить в условиях турбулентности.

 

Обложка: unsplash

 

Похожие статьи