Саморазвитие
Почему мы цепляемся за вещи?
10 июня 2020 20 341 просмотр
Саморазвитие
Почему мы цепляемся за вещи?
10 июня 2020 20 341 просмотр

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Когда весь шкаф забит вещами, которые вы никогда не будете носить, а на балконе пылится гора ненужных вафельниц и соковыжималок, самое время задать себе вопрос «Почему?» Что заставляет нас копить гору предметов и наделять ценностью то, что нам принадлежит? Нашли ответ в книге «Искусство ясно мыслить» — делимся с вами.

 

Эффект обладания



Искусство ясно мыслить

Вот одна история. Психолог Дэн Ариели проводил такой эксперимент. Он раздал студентам билеты на очень важный баскетбольный матч и потом спросил у ребят, которым они не достались: сколько те готовы заплатить за билет? Большинство были согласны выложить 170 долларов. После этого профессор опросил тех студентов, которые выиграли билет на матч: за сколько они согласились бы продать его? Цена билетов неожиданно выросла — до 240 долларов.


Источник

Дело в том, что сам факт, что мы чем-то владеем, увеличивает стоимость этой вещи. Заметили, что когда кто-то продает дом или квартиру, то часто оценивает свое жилище выше рыночной стоимости? Эффект обладания во всей красе. Рыночные цены тут же представляются нам нечестными и несправедливыми, если мы привязаны к объекту эмоционально.

Почему мы не выкидываем вещи?

Понятно, что хлам, который скапливается у нас дома, тоже появляется не просто так. Причина не в рациональности и практичности, а в том, что расставание дается нам труднее, чем накапливание. Так коллекционеры редко соглашаются выставить любимые экземпляры на продажу, а мы скрепя сердце отдаем свой свитер, который носили в десятом классе.


Источник

Кстати, тот же эффект очаровывает не только реальных владельцев, но и «почти обладающих». На этом эффекте живут и процветают аукционные дома, такие как Christie’s и Sotheby’s. Тот, кто участвует в торгах до последнего, уже ощущает, будто данное произведение искусства ему (почти) принадлежит. В предвкушении скорого обладания объект вожделения в глазах покупателя растет в цене. И он готов заплатить за желанную вещь гораздо больше, чем предполагал изначально. А выход из торгов воспринимается им как проигрыш — вопреки здравому смыслу.

Отношения с вещами для нас сродни отношений с людьми: мы глубоко переживаем, если теряем или отдаем что-то дорогое сердцу.

Что с этим делать? Включаем Капитана Очевидность: как бы банально это ни звучало, нужно учиться не цепляться. Помните: всё, чем мы владеем, лучше рассматривать как случайность, некий дар от Вселенной, предоставленный нам во временное пользование. А она, как известно, может что угодно и обратно забрать.

 

По материалам книги «Искусство ясно мыслить»

Обложка отсюда

 

Похожие статьи