Мы. Жизнь издательства
Знакомьтесь, команда МИФа: интервью с Анастасией Дьяченко
26 марта 964 просмотра
Мы. Жизнь издательства
Знакомьтесь, команда МИФа: интервью с Анастасией Дьяченко
26 марта 964 просмотра

Госпожа Метафора
Госпожа Метафора

Однажды мы в МИФе решили, что хотим узнать друг друга лучше, и запустили серию видеоинтервью под кодовым названием AMA (ask me anything). Когда герой следующего выпуска определен, каждый желающий может задать ему абсолютно любые вопросы. Наши беседы получаются живыми и обо всем, и они еще раз доказывают: в МИФе работают очень разные и талантливые люди.

По следам AMA мы продолжаем серию интервью с сотрудниками МИФа в блоге. Знакомьтесь, Анастасия Дьяченко — тимлид по работе с российскими авторами.

— Анастасия, в презентации про мифовцев ты написала о себе: «Выбрала работу в коммуникациях, чтобы хоть как-то раскачать свою интровертность». А почему ты выбрала именно этот способ? И работает ли он? Приходится ли заставлять или ломать себя?

— Сейчас вообще ломать себя — это антиметод для меня. Я его никому не рекомендую и тем более не применяю сама. Но, когда 8 лет назад я приходила в коммуникации, для меня это был единственный вариант как-то начать не бояться делового общения, освоить его. Это была скорее оказия: я столкнулась лицом с возможностью пойти работать в издательство, как всегда мечтала. В этой работе нужно было очень активно коммуницировать с людьми. И я поняла, что надо попробовать. И, собственно, это сработало в моём случае.

Сейчас это такой чит для меня как для интроверта: я бы никогда в жизни не подошла к той же Екатерине Шульман (российский политолог и публицист) поболтать после выступления. А моя работа часто вынуждает меня это сделать. И, получается, даёт доступ к очень интересным людям. Это реально работает: можно раскачать интровертность и перестать бояться общаться с людьми, если это связано с твоей работой.

Это ведь тот же навык, как и любой другой, поэтому какой-то ломки в этом нет. Нужно просто, как и любому интроверту, уметь восстанавливаться после общения. Мы же не какие-то загнанные люди. Тоже любим пообщаться, интересные беседы, интересных собеседников.

Поэтому инструмент рабочий, проверен на себе.


Настя работает с МИФ.Кошкой в офисе издательства. Фото здесь и далее из личного архива автора

— Следующий вопрос: как вообще искать себя, в твоём варианте? Слушать ощущения или вычислять?

— Не знаю, как можно вычислять в поисках себя. Это же поиск СЕБЯ. Не слушая себя, ты ничего и не найдёшь. Поэтому, в моём случае, это исключительно самоощущение и понимание, куда ты вообще идёшь. Ты хочешь быть счастливым человеком или успешным? Какая вообще у тебя цель? Что тебя ждёт на пути к ней? Возможно, какой-то элемент вычисления будет, но в целом для меня это только про слушать себя, понимать, что тебе интересно. Это помогает развиваться и находить свой путь, идти по нему. Поэтому сложно представить, как здесь можно что-то вычислить.

Мне кажется, это болезнь нашего детства, когда надо было в 9 классе уже определиться с будущей профессий, институтом и пойти готовиться на курсы. Там сидел и вычислял, где какой проходной балл, какие профессии самые востребованные. Сейчас, мне кажется, это настолько устаревшие вещи. Единственное, что можно делать в современном мире, — слушать себя и двигаться собственным путём. Все возможности уже есть, и откроется ещё больше, если ты слушаешь себя. Иначе, на мой взгляд, не бывает.


В поисках себя слушай тоже себя)

— А какие три основных рекомендации ты можешь дать тем, кто ищет ответ на вопрос «чего я хочу?»

— Да, три рекомендации: слушать себя, слушать себя и, пожалуй, ещё разочек, слушать себя.

Это действительно основное. Не рекомендация, а основа основ: чтобы понять, чего ты хочешь, нужно слушать себя. Если ты не понимаешь, скорее всего, что-то сломалось, ты себя не слышишь или не умеешь этого, потерялся немножко.

Можно попробовать дать себе поскучать, позаниматься ничем. Обычно устаёшь от этого ничегонеделания и тут же вспоминаешь, чего на самом деле хочется.

Что ещё? Убрать всё лишнее из повседневных задач, чтобы освободить место для желаний. Возможно, ты перегрузил себя чем-то, что тебя не драйвит и не заряжает энергией, поэтому не знаешь, чего хочешь. Это тоже известная история.

Третья рекомендация: попробовать окружить себя вдохновляющими людьми. Но тут важно следить за тем, чтобы не нахвататься их желаний, а стремиться нащупать свои. Бывают очень вирусные мечтания, например, жить на море. Действительно ты хочешь жить на море? Или, может быть, тебе нужны двухметровые сугробы? Может, сам момент смены места — это как раз твоё? Вдохновляющие люди, которые занимаются иными вещами, — к ним можно прислушаться, чтобы понять, чего хочешь.

— Расскажи про переезды. В каких городах ты жила? Сейчас ты, получается, в Москве. Это перевалочный пункт и будет что-то ещё дальше?

Да, Москва для меня точно перевалочный пункт. Причём всегда, несмотря на то, что я здесь живу 10 лет =) Но за это время успела пожить около полугода в Казани, жила какое-то время в Ростовской области и в Калужской области, где я родилась. Городок Кремёнки на границе Московской и Калужской областей, он построен среди леса. Чудесное место.

Абсолютно точно я не определилась ещё с местом, где хочу обосноваться, поэтому стараюсь менять своё местоположение. В Москве я уже переезжала раз пять, пожила в разных районах. Мне вообще нравится узнавать новые места. Это один из самых сильных драйверов для меня: если я выдохлась и хочу отдохнуть, мне нужно просто выехать из Москвы и погулять. Новые места пропитывают своей энергетикой. И всегда находятся неожиданные прелести: какой-нибудь фонтан во дворе хрущовок, стрит-арт интересный. Мне нравится узнавать новые места, ходить пешком. Перемена мест — это для меня важный пункт.

 
Что можно найти за углом

— А сам переезд, эти сборы, упаковывание вещей — не является для тебя стрессом?

— Это жутчайший стресс для меня, я ненавижу это вообще! Но, во-первых, у меня уже столько опыта, за всю жизнь было около десяти переездов, и я уже знаю, как сделать это комфортным.

У меня всегда было очень много вещей. А после одной поездки по Крыму, где мне на 2 недели хватило рюкзачка, и я не нуждалась совсем ни в чём, я подумала: наверное, вещи — это не то, что составляет мой быт. Нужно меньше внимания им уделять. Потом примерно в то же время я прочитала Мари Кондо, всем известную, и уже два года я не могу перестать избавляться от вещей. Постоянно их раздаю. Поэтому каждый переезд становится всё легче.

Осознанное потребление накладывает на все сферы жизни свой отпечаток. Я стала приверженцем минимализма. Сейчас у меня уже все вещи в моей нынешней квартире хранятся и используются так, чтобы их можно было легко упаковать и отправить куда-нибудь. Это часть моего интерьера: многое хранится сразу в тумбах-ящиках.


Насте удается жить и путешествовать налегке

— Как не бояться перемен и как ты к ним готовишься? Собираешь какую-то финансовую подушку?

— Это, наверное, про переезды опять же вопрос. Если тебе нужен переезд в никуда, и тебя в новом городе ничего не ждёт, то какой-то финансовой подушкой нужно заранее озадачиться. Это вопрос комфорта. Даже если не боишься остаться на какое-то время без работы и связей в новом месте, всё равно подушка безопасноти даст тебе больше уверенности.

А в целом, чтобы не бояться перемен, нужно создавать их, быть им хозяином. Наверное, это лучший рецепт. Мне кажется, в этом плане мы с МИФом очень про одно, хорошо сошлись. У нас ведь тоже перемены — самая постоянная величина.

И я понимаю, что в моей жизни так же: если нет каких-то перемен, я начинаю скучать. Даже если я наслаждаюсь тем, что происходит, мне нужно всё время какое-то разнообразие, что-то придумать, попробовать куда-то съездить. Перемены — это и есть жизнь. И страх скорее от неизвестности, неопределённости, но она тоже привносит свой шарм в это всё. Можно просто переключить себя больше к любопытству, чем к тревоге. У нас есть даже книга с похожим подзаголовком «Вся правда обо мне».

Перемены — это не страшно. Это естественная среда, мне кажется.


Упражнение из книги «Вся правда обо мне»

— Расскажи про два высших и одно неоконченное образование?

— Это, на самом деле, вещь, которую я о себе забыла =) Кажется, это было настолько давно… Лет 6 назад я защитила свой последний диплом. Надеюсь, меня не потянет третье высшее заканчивать. У меня было очень много свободного времени, поэтому я поступила во второй вуз параллельно с первым.

Выглядело примерно так: я хочу быть журналистом, хочу писать что-то интересное. Пошла учиться на журналиста и поняла, что в целом это образование довольно поверхностное. Ты должен знать обо всём понемногу. Но тебя учат другим полезным вещам: работать с источниками, фактчекингу, коммуникациям, ещё чему-то.

На втором курсе я поняла, что учёба занимает очень мало моего времени, при этом я уже работала на двух работах. И мой избыток энергии показал, что надо что-то ещё искать. Я нашла университет неподалёку от работы, это было удачное стечение обстоятельств. Там была специальность «прикладная информатика в экономике», это было очень полезно для той моей работы, той карьерной перспективы, в которую я метила.

К окончанию первого образования я уже поняла, что все эти дипломы и университетское образование не так много нам даёт, и можно не заморачиваться. Уже было ясно, что классическое высшее образование — это не панацея. Но мне пришлось через это пройти, чтобы понять. На старте это не было очевидным. Второй вуз я закончила, уже чтобы просто закончить, потому что много сил вложено.

Но, что самое приятное, все эти знания мне пригодились и продолжают пригождаться сейчас, в нынешней работе. Как раз потому, что это очень широкий спектр. А я работаю с авторами разных сфер, и получается находить с ними общий язык, хоть они технари-айтишники, хоть чистые гуманитарии, филологи, просто писатели (есть авторы, которые так себя позиционируют).


Для чего может пригодиться диплом о высшем образовании?

В общем, это очень хорошо расширяет кругозор, такие разноспектровые специальности. Но это всё от моей вечной зависимости учиться. У меня было два вуза, теперь у меня вечно какие-нибудь два курса плюс восемь книжек параллельно читаю. У меня зависимость от новых знаний, всё кажется очень интересным. Вопрос уже в том, как не забивать себе голову слишком сильно и успевать отдыхать.

Получается, первое образование было журналистика, второе — прикладная информатика в экономике, а третье неоконченное — менеджмент организации, но я буквально курс отучилась (параллельно с журналистикой). Это было довольно занятно: я увидела, что у меня расписание совпадает с параллельной группой и я могу половину лекций зачесть себе. Я год поучилась и поняла, что это всё ерунда, и забрала документы. И на следующий год поступила на прикладную информатику.

В общем, высшее образование не нужно. Как человек с двумя высшими могу сообщить =)

— Следующий вопрос уже про работу. Есть ли у тебя любимчики среди российских авторов МИФа и кто они?

Провокационные вопросы пошли. Скажу так: именно любимчиков нет, но есть авторы, которые стали мне друзьями, настоящими. Мы общаемся и вне работы. Таких, конечно, единицы. Это Настя Иванова, Даша Гейлер, Ева Кац, Лариса Парфентьева… Люди, с которыми не получается говорить только о работе: много общих интересов, точек соприкосновения. Из общих интересов и строятся отношения.

Ну и любой автор, с кем нам удалось хорошо поработать становится частью команды, и любимым автором. Общее дело всегда сближает. В общем, любимчиков нет, но есть любимые авторы и есть друзья. Вот так.


С Дашей Гейлер, автором «Вижу цель — иду к ней»

— Я уже не первый раз слышу, что у МИФа уникальная система работы с авторами. Расскажи об этом подробнее.

— Мы действительно стараемся работать с авторами по-особенному, любя, по-мифовски. Шагая к совместным целям. Поэтому всегда на старте проекта сверяемся, что вообще автор хочет от книги. И таким образом ведём проект к успеху, к общим целям. Не просто чтобы продавалось хорошо. За каждой книгой есть очень интересная цель.

Допустим, та же Настя Иванова (автор бестселлера МИФа «Как перестать учить иностранный язык и начать на нем жить») хочет, чтобы все люди говорили на одном языке. И речь не об английском, который она преподаёт, а общий язык для понимания друг друга. Через это она несёт весь материал, все свои идеи. И все её книги (спойлер, уже не одна: весной выходит вторая книга Насти в соавторстве со Светой Лашук — «Язык как игра»), этим пропитаны. И эти идеи тоже наши, мы тоже хотим, чтобы люди друг друга понимали.

Когда автор разделяет наши ценности, наши идеи, мы считаем его мифовским и с ним всегда будет легче работать. У нас даже есть такой критерий в отборе — мифовость. Это с одной стороны ценности, с другой — контакт, на одном языке говорим или на разных.


Получила автограф от любимого автора, Ларисы Парфентьевой:)

— Слышали, что ты сама организовывала книжные экскурсии по Москве. Какие экскурсии ты уже проводила? Откуда приходят посетители?

— Обычно это экскурсии для кого-то из друзей-знакомых или друзей друзей. Кто-то приезжает в Москву и просит показать город.

У меня это началось с того, что я никогда не хотела жить в Москве, но переехала сюда. И нужно было как-то свыкнуться с городом, узнать его. Я много ходила пешком, гуляла в разных районах, чуть ли не каждые выходные выезжала и каждый раз что-то интересное находила. Это был мой путь к любви к Москве.

Я знаю очень много интересных местечек. Возможно, как-то их чувствую: очень легко их нахожу практически в любую прогулку. Осталось ещё очень много районов, где я не бывала с такими вылазками и не изучала их. Они остаются интересными. Ну, и когда много гуляешь, маршруты будущих экскурсий сами складываются. Находишь какие-то параллели.

 
С экскурсии по секретным книжным местам МосквыБ.

Из того, что я уже проводила, это экскурсия по книжным Москвы. Секретные книжные места. Это вообще благодаря Насте Аликимович (тимлид PR) получилось. Она знала об этом моём увлечении и, когда проводила партнёрскую акцию с сервисом Localie, предложила мне поучаствовать. Меня попросили: «Нужно показать какие-то секретные книжные места Москвы», — и я испугалась, потому что нет таких мест в Москве, все их знают.

Но оказалось, что из 10 книжных местечек, в которые я привезла своих экскурсантов, они не знали ни одного. И я поняла, что это очень классно и нужно масштабировать. И теперь я хочу провести подобную экскурсию для наших авторов. Мы хотим строить коммьюнити авторов. И это хороший вариант для прогулки. Походить, поболтать, посмотреть местечки. Думаю, с командой мероприятий мы придумаем что-то такое. Камерный формат.

Это и к тому, откуда что приходит, о переменах. МИФ вообще даёт много побочных возможностей для реализации. Вот ко мне самые первые совсем незнакомые экскурсанты пришли через МИФ. А так все друзья знают, что я этим увлекаюсь, и периодически просят для них провести.

— А приведи какой-нибудь пример интересного книжного места?

— Это в основном книжные магазины. Очень много независимых книжных. Мы потом, кстати, использовали эту базу, чтобы нашу книгу «Выбор» показать. Обошли практически весь мой маршрут, рассказывали об этой важной книге.


Ещё есть кафе с пунктом буккроссинга. Но по факту это выглядит как библиотека, а не просто привычная полочка. Ты заходишь — и там просто полные полки книг, ты можешь любую взять себе, почитать. Или есть бар, он же книжный магазин.

Плюс независимый книжный «Ходасевич», например. У него очень классная история. Его владелец ходил и буквально по помойкам собирал книги. Их в 90-е очень много выбрасывали, а ему было жалко. Перепродавать начал, когда их стало слишком много. Причем за смешные деньги. Сейчас у него тоже очень много букинистики по очень доступным ценам. И каждую субботу во дворе магазина проходит фримаркет: просто выгружают лоток книг, и люди забирают их бесплатно. И это происходит каждую субботу. Такой объём книг. Понятно, что не будет каких-то супер-редких экземпляров, они будут в продаже стоять. Но тем не менее там всегда толпа, книги быстро разбирают. Не все про это знают, и для меня это было удивительно. Я вообще фанат таких местечек. Казалось, что все тоже должны о них знать, а оказывается, нет.

— Вопрос книжный. Он длинный: «Так вышло, что в моей библиотеке есть две книги Жижека, но всё никак не доходят руки, чтобы их почитать. Если честно, даже не помню, что мной двигало, когда я их приобретала. Расскажи, почему увлеклась этим автором?»

— Это тоже интересная история. Это был мой первый подход к нонфику. Вообще до МИФа я нонфик толком не читала. Сейчас у меня, по-моему, книжек 8 параллельно, и большая часть списка к прочтению — это книги взрослой редакции МИФа. Раньше я художку читала запоями, а тут во мне проснулся интерес к современной реальности. Не просто к какому-то эмоциональному опыту, который художка в избытке даёт. Стало интересно, какие есть современные философы. А Славой Жижек очень мемный и постоянно мелькал в соцсетях, моих, по крайней мере: было не пройти мимо.


Нон-фикшн всегда со мной

Он ещё даёт, как и любой философ, выходы на самые разные сферы: и фильмы разбирает, и каких-то философов древних и современных, и просто очень интересно видит отношения социума с человеком. Для меня тогда это было не то чтобы прям открытием, но супер-интересно. И я немножко подсела. Это был мой первый осознанный подход к нехудожественной литературе.

Например, я помню своё впечатление от рассуждений о толерантности. Тогда у нас диалог на эту тему только начинался. Это сейчас все за личные границы и всё прочее. А это было на старших курсах университета, то есть, где-то в 2010–2012. И Славой писал, что толерантность, она такая двоякая. Вообще очень много у него двоякого)) И если я толерантный человек, то я должен уважать неприятие меня как личности другим человеком. То есть его нетолерантность ко мне моя толерантность должна принимать. И это довольно сложная вещь. Что я должен, вроде как, держаться на расстоянии от людей, которые ко мне нетерпимы. Соответственно, люди, к которым нетерпим я, тоже должны держаться от меня в стороне. Это было довольно глубоко для меня на тот момент. Поэтому было интересно.

У меня обычно происходило скорее, что я очень много выписывала, что можно посмотреть, почитать. Он оказался входной точкой. Скорее, случайно, потому что его много обсуждали тогда. Но почитать стоит. Не сказала бы, что это ответы на все вопросы, но если интересно о современной философии, то почему нет.

— И заключительный вопрос: ты говорила, что каждое утро читаешь. Какую книгу читала сегодня утром?

— Сегодня это была не книга. Сегодня (минутка рекламы) это была Шуфлядка и один из рассказов от Насти Аликимович (тимлид PR/проекты с партнерами). Про весну. Тоже советую всем подписаться, кто ещё не успел. Для меня это палочка-выручалочка: у меня сложная система чтения книг, не в прямом смысле сложная, а скорее интуитивная. Я одновременно читаю порядка 10 книг, сейчас, наверное, штук 8 у меня в прочтении. Как раз я недавно закончила читать «Выбор». И мне нужно немножко переварить её, потому что очень глубокая и важная книга. Хочется её прочувствовать. Поэтому я не забиваю её следующей книгой художественной. И сегодня читала рассказ о наступающей весне из Настиной рассылки.

Похожие статьи