Когда я решила прочитать «Бесстрашие» Тит Нат Хана, то почти ничего не знала о практиках осознанности. В книге была важная для меня тема — потери близких людей. Надеялась, что автор подскажет, как с этим справиться. Так начался душевный разговор, полный важных мыслей и простых упражнений. Хочу поделиться теми, которые помогают мне и сегодня.
Унять тревоги и вернуться в настоящий момент
Однажды летом я была на пляже в Болгарии и поймала себя на том, что мысленно нахожусь совсем в другом месте. Точнее, в десятке разных мест. Я думала о маме, работе, отношениях, знакомых и незнакомых людях, неудачах, делах, которые нужно сделать после отпуска… И не успевала наслаждаться теплом песка под ногами, смешными криками чаек и плеском волн.
Вот что говорит на этот счет Тит Нат Хан: «Мы склонны откатываться в прошлое или бежать в будущее. Но прошлое ушло, будущее еще не наступило. Значит, место, где можно обрести свое счастье, спокойствие и удовлетворение, находится в настоящем». Нам доступен только настоящий момент — вечное сейчас. Здорово, правда? А возвращаться в него поможет такое стихотворение:
Я прибыл, я дома,
Здесь и сейчас
Я сильный, я свободный,
В настоящем я останусь.
Его легко запомнить, а повторять нужно при вдохе и выдохе. Причем не только когда отдыхаете, но и, например, по пути на работу. Смысл в том, чтобы научиться прибывать в свой настоящий дом — в текущий момент. Когда вы приедете в офис, он тоже станет вашим настоящим домом, где вы находитесь здесь и сейчас. Когда вы сидите, гуляете, поливаете сад или кормите ребенка, вновь и вновь произносите: «Я прибыл, я дома». «Я бежал всю свою жизнь. Я не собираюсь больше бежать. Теперь я готов остановиться и начать жить».
Здорово возвращаться домой. — Источник
Когда при вдохе мы говорим: «Я прибыл», мы прибыли, и это успех. Полностью присутствовать в настоящем, быть живым на 100% — большое достижение. Настоящий момент стал нашим домом. Когда мы делаем выдох и произносим: «Я дома», мы чувствуем себя дома, и нам не нужно больше бояться, не нужно бежать. Повторяйте мантру «Я прибыл, я дома» до тех пор, пока не почувствуете себя в настоящем. Продолжайте дышать и ходить до тех пор, пока не укрепитесь в «здесь и сейчас». Слова не должны быть препятствием. Они помогают сосредоточиться и почувствовать себя в моменте.
Теперь, когда я ощущаю тревожность, перестаю замечать то, что меня окружает, вспоминаю стихотворение и чувствую себя лучше.
Справиться с болью потери
Многим размышления о рождении и смерти причиняют сильную боль. Особенно когда мы теряем дорогого человека. Кажется, что он ушел в никуда, исчез и ничего не оставил тем, кто продолжает его любить.
Чтобы помочь нам справиться со страхом, Тит Нат Хан задает метафорический вопрос: «Откуда приходит и куда уходит волна?». Кажется, ответ прост: «Волна приходит из воды и в нее же уходит». Но ведь на самом деле волна никогда не покидала воду, поэтому говорить, что она «приходит» из воды, не совсем правильно. И поскольку волна всегда остается водой, нельзя сказать, что она «уходит» в воду. Прямо сейчас, когда волна является волной, она уже вода. Рождение и смерть, приход и уход — лишь идеи. Наша подлинная природа — это природа не-прихода и не-ухода. Никто не возникает из ниоткуда и не уходит в никуда. Мы проявляемся определенным образом, когда для этого есть условия, и не проявляемся, когда условий недостаточно. Это не означает, что мы перестаем существовать.
Передаю слово автору: «Взгляните на лист бумаги. Перед тем как принять эту форму, бумага была чем-то другим. Она не возникла из ниоткуда, потому что, появившись из ниоткуда, нельзя внезапно стать чем-то. Вглядевшись в лист бумаги, можно увидеть дерево, а также землю, солнце, дождь и облако, которые его питали, дровосека и бумажную фабрику. Можно увидеть прошлую жизнь этого листа, его истоки. Принятие такой формы — лишь одно из проявлений. Это не настоящее рождение. Поэтому природа бумажного листа — природа не-рождения и не-смерти. Лист бумаги не может умереть. Сжигая листок, вы наблюдаете его трансформацию в дым, пар, пепел и тепло. Он продолжает жить в других формах.
Если мы потеряли близкого человека и скорбим по нему, нужно пересмотреть ситуацию и понять, что он продолжает существовать в другой форме. В наших силах помочь ему жить в этой форме еще лучше. Он по-прежнему внутри и вокруг нас». Воспринимая жизнь и смерть таким образом, можно увидеть человека в других формах, так же как признать солнце в бумажном листе. Когда вы смотрите на него внимательно, то понимаете, что солнце находится прямо здесь, совсем рядом. Вы никогда не теряли близкого человека. Он просто изменил свою форму. Такой взгляд на вещи, такое понимание необходимо, чтобы пережить горе. Практика глубинного взгляда помогает признать перерождение человека и поддержать его: «Дорогой (дорогая), я знаю, что ты здесь, рядом со мной. Я оглядываюсь в поисках тебя, дышу и наслаждаюсь жизнью ради тебя. И я знаю, что ты по-прежнему присутствуешь в мире и во мне». Когда мы трансформируем страдания и страх в прозрение, нам становится легче.
Человек, который нас покинул, похож на волну, вернувшуюся в море. — Источник
Горе сложно пережить. Но мысль о волне и воде, облаках, которые не исчезают, о том, что родные люди продолжаются в нас самих, помогла мне приглушить боль.
Быть с близкими
Заметила за собой: когда приезжаю в гости к маме или к сестре, по привычке держу под рукой телефон. И даже во время разговора проверяю сообщения в соцсетях, свою страничку в соцсети или погоду. Тит Нат Хан заставил задуматься о том, что в таком случае я уделяю внимание совсем не тем, кто находится рядом. Он говорит: самый ценный дар, который только можно преподнести любимым людям, — наше подлинное присутствие. Вот как мы можем его предложить.
- Мантра для предложения своего присутствия
Она очень проста: «Дорогой (дорогая), я здесь для тебя». В повседневной жизни многим из нас некогда выражать свою любовь. Мы так заняты. По утрам за завтраком у нас нет времени взглянуть на тех, кого мы любим. Мы едим слишком быстро, думая о посторонних вещах. Порой мы даже закрываем газетой (или мобильным) свое лицо от близких людей. По вечерам, вернувшись домой, мы чувствуем себя слишком уставшими, чтобы взглянуть на них.
Когда вы любите человека, лучшим подарком для него будет ваше присутствие. Как вы можете любить, если вас здесь нет? Вернитесь к себе, взгляните в глаза близкому человеку и скажите: «Дорогой (дорогая), знаешь что? Я здесь для тебя». Вы предлагаете ему свое присутствие. Вы не заняты прошлым или будущим. Вы здесь для любимого человека. Вы должны сказать эти слова, прочувствовав их одновременно телом и умом. Только тогда произойдет трансформация.
Это очень просто. — Источник
- Мантра для признания близкого человека
Вторая мантра содержит следующие слова: «Дорогой (дорогая), я знаю, что ты здесь, и я очень счастлив». Быть здесь — это первый шаг. Признать присутствие другого человека — второй. Поскольку вы полностью находитесь здесь, вы признаете, что очень дорожите присутствием близкого человека. Вы обнимаете его своей внимательностью, и он расцветает, словно роза. Быть любимым означает, что другой человек признает ваше существование.
Эти две мантры мгновенно позволяют почувствовать себя счастливым, даже если близкий человек далеко от вас. Вы можете позвонить ему или написать, чтобы сказать эти слова: «Дорогой (дорогая), я знаю, что ты здесь, и я очень счастлив». Это настоящая медитация. В ней присутствуют любовь, сострадание, радость и свобода — четыре элемента истинной любви.
Многим такие слова покажутся странными. Поэтому, произнося их в первый раз, я объяснила близкому человеку, что это значит. А сейчас просто говорю про себя и, когда нахожусь не одна, стараюсь откладывать гаджеты подальше.
По материалам книги «Бесстрашие»
Обложка поста — фото из личного архива