«Полюби меня черненьким, а беленьким меня всякий полюбит». Эту фразу не принято произносить в свой адрес. Хотя увидеть и принять свою «темную» сторону сложнее, чем сделать это в отношении другого человека.
Помните историю про доктора Джекила и мистера Хайда? Мы с радостью видим в себе «доктора Джекила», то есть приятные черты, которые есть в нас. Чтобы увидеть «мистера Хайда» — свою неприглядную сторону — нужно иметь эмоциональную смелость.
Питер Брегман в книге, которая так и называется — «Эмоциональная смелость», рассказывает, зачем это нужно. Вот его история, как однажды он увидел себя «черненьким». Случалось ли с вами нечто подобное?
Олицетворение зла
Эмоциональная смелость
Меня буквально трясло от злости. Я прожигал Гюнтера глазами. Моя левая ладонь непроизвольно сжалась в кулак, а правой я стискивал теннисную ракетку, как оружие. Я был готов его убить.
Неужели это я?
Гюнтер, один из участников семинара The Radically Alive Leader, приехавший из Германии, начал кричать что-то по-немецки и колотить теннисной ракеткой большой пенопластовый блок.
Каждый раз, когда раздавался звук удара, меня передергивало. Его акцент, возгласы, удары вызывали в памяти рассказы моей семьи о Холокосте. Во время войны моя мать и ее семья прятались во Франции. Врач убил новорожденную сестру моей матери, Ариэль, потому что та была еврейкой.
Я представил Гюнтера в нацистской форме: холодные глаза под военной фуражкой со свастикой. Меня переполняли ярость, горе и страх. Меня трясло, как в ознобе. Перед глазами стояла картина: крошечная Ариэль, завернутая в одеяло.
Я поднял ракетку и со всей силой запустил ее в пенопластовый блок. «Хватит, — завопил я, окончательно теряя самообладание и контроль над собой. — Хватит орать. Хватит ненависти. Хватит насилия».
В тот момент я мог бы убить Гюнтера.
Но Гюнтер не был нацистом. Он был программистом с немецким акцентом.
Иными словами, я не хотел убивать Гюнтера за то, что он сделал. Я был готов убить его за то, что он олицетворял. За его акцент. В тот момент — и сейчас, когда я это пишу, у меня мурашки бегают по спине — нацистом был не Гюнтер, а я.
В других обстоятельствах, — возможно, если бы мы росли в другой семье с другими принципами и установками, — кто может поручиться, каким бы был наш выбор?
Деление на «мы» и «они»
Мы чувствуем себя лучше, когда отделяем себя от людей, чье поведение нам не нравится. Нам кажется, что мы лучше их, что мы в безопасности, нас не за что упрекнуть. К сожалению, это ложная уверенность. Когда мы отделяем себя от какой-то категории людей, на которую вешаем ярлык «зла», выше вероятность, что мы начнем вымещать на них свой гнев и сами станем такими же жестокими, даже того не осознавая.
Это не значит, что насилие или ужасное поведение нужно прощать. Люди, действующие деструктивно, должны нести за это ответственность. Но психологическое деление на «мы» и «они» делает опасными нас.
Любой из нас способен на что угодно. И пока мы этого не признаем, каждый рискует стать тем человеком, которого он сам больше всего ненавидит. Мы готовы вымещать свой гнев на других, чтобы защитить свое представление о нас самих.
Речь не только о глобальном, но и о повседневной жизни и обычных отношениях. Каждый раз, когда мы в изумлении думаем или говорим: «Как он мог такое сотворить? Что он за человек? В голове не укладывается!» — мы противопоставляем себя этим людям, считая их однозначно плохими, а себя — однозначно хорошими.
И тогда в худшем случае мы становимся опасны, а в лучшем оказываемся слабыми лидерами. Наша уверенность в себе снижается, поскольку строится на зыбком песке — на том, какими мы хотим себя видеть, а не на том, какие мы на самом деле.
Временами вы тоже можете быть такими, как Питер Брегман — злыми, готовыми с яростью защищать себя. Признавать это неприятно, но необходимо. Только когда у нас хватит мужества открыто взглянуть в лицо своей «темной стороне», — мы узнаем, кто мы. И тогда мы сможем действовать решительно и эффективно.
Личность складывается из многих аспектов и качеств, нередко противоречивых. Секреты, которые мы храним о себе, делают нас уязвимыми (ведь мы боимся разоблачения), а признание всех своих сторон, включая «темную», помогает быть уверенными в себе, потому что нам больше нечего терять и ничего не надо доказывать. У нас отпадает необходимость кем-то казаться, пытаться доказать свою значимость, и мы начинаем жить той жизнью, которая значима для нас.
Из книги «Эмоциональная смелость»
Обложка поста: unsplash.com