Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Откуда берется чувство страха в нашем безопасном мире
19 сентября 2019 12 716 просмотров

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Известно, что те из нас, кому посчастливилось жить в западных странах, — это самые процветающие и благополучные нации всех времен и народов.

Если кратко, то мы поколение самых здоровых, богатых и долго живущих людей в истории человечества. При этом у нас самый высокий уровень страха и тревожности. Парадокс.

Любопытно, что мы боимся огромного числа незначительных рисков и равнодушны к действительно серьезным угрозам. Почему же мы так часто поддаемся заблуждениям? Почему в нашем обществе сформировалась «культура страха»? Давайте разбираться.

Разум и чувства



Страх

Ваш головной мозг обладает двумя системами мышления. Психологи назвали их Система 1 и Система 2.

Система 2 — это Разум. Она работает медленно. Анализирует доказательства. Просчитывает и рассуждает.

Система 1 — это Чувства, или Внутренний голос. Она действует в подсознании со скоростью молнии. Это источник моментальных суждений. Вы не можете объяснить, почему чувствуете так или иначе, вы просто это знаете.

Система 1 формировалась вовсе не в современном мире, в котором мы с вами живем сегодня.

Представьте охотника каменного века, который однажды уснул под отблеск костра на своем стойбище, а утром, открыв глаза, обнаружил себя лежащим на тротуаре шумного современного города. Это и есть Система 1 — изумленная, ошарашенная и пытающаяся понять, что происходит вокруг.

Ошибки будут неизбежно. Настоящие проблемы начнутся тогда, когда этот доисторический путешественник столкнется с торговцами страхом.

Правило примера

При вынесении суждений ваш Внутренний голос пользуется набором универсальных правил. Одно из них — правило примера. Пожалуй, оно в самой значительной степени формирует наше восприятие риска.

Правило звучит так: чем легче вспомнить пример чего-либо, тем более распространенным это что-то должно быть.

В психологии этот эффект носит название «эвристика доступности».

Представьте, что вы охотник или собиратель, живущий в африканской саванне. Если вы с трудом припоминаете, что кто-то почувствовал себя неважно после того, как попил из водоема, скорее всего, это было достаточно давно и подобное больше не повторялось, а значит, логично предположить, что вода безопасна.

Если же в памяти живо встает воспоминание, как у кого-то скрутило живот после нескольких глотков из пруда, высока вероятность, что это произошло совсем недавно, и лучше найти другой источник, чтобы утолить жажду.

Правило примера особенно эффективно при обучении на негативном опыте. Любое эмоциональное содержание делает воспоминание более устойчивым.

Очевидно, что для выживания человеку необходимо помнить о ситуациях, когда он подвергался риску. Но еще важнее способность усваивать опыт других и учиться на их ошибках.


Источник

Обмен опытом подразумевает рассказывание историй. Допустим, ваш сородич у костра в подробностях описывает, как одного из членов племени убил крокодил. Внутренний голос запомнит эту историю и будет опираться на нее при вынесении суждений, как на личные воспоминания.

Для древних охотников, гонявшихся за добычей по саванне, правило примера было полезным. В эпоху, когда туристы снимают на видео цунами и рассылают эти кадры по всему миру быстрее, чем вода сходит с затопленных территорий, это правило может свести нас с ума.

Чего нам следует бояться? Экзотических вирусов? Террористов? Педофилов, ищущих детей в интернете?

Численность населения Земли почти достигла семи миллиардов человек. Хотя бы по этой простой причине в любой день есть вероятность, что какой-то из этих рисков приведет к гибели людей. Благодаря развитию современных коммуникаций мы все моментально об этом узнаем.

Так стоит ли нам всего этого бояться? Внутренний голос попытается ответить на этот вопрос, опираясь на правило примера. Ответ будет очевидным: да, стоит бояться.

В погоне за сенсацией

Как утверждают исследователи, изучающие восприятие риска, мы переоцениваем вероятность погибнуть от вещей, о которых рассказывают в вечерних новостях, и недооцениваем опасность того, что не попадает в зону внимания СМИ.

Что мы видим в вечерних новостях? Редкие, нестандартные события и катастрофы, убийства, терроризм, пожары, наводнения, душещипательные личные истории о страданиях и утратах. Внутренний голос начинает уделять этим темам все больше внимания, обеспокоенность растет.


Источник

А что не попадает в новости? Стандартные причины смерти, не вызывающие сильных эмоций: диабет, астма, болезни сердца.

Это объясняет огромный разрыв между реальностью и ее восприятием. Например, большинство людей уверены, что в результате несчастных случаев погибает примерно столько же человек, как и от болезней, хотя на самом деле число умерших от болезней в 17 раз больше.

Источником информации для нас становятся не только газеты и новостные передачи. Есть еще художественные произведения, в частности, фильмы, сериалы и телевизионные шоу. Они целенаправленно делаются эмоциональными, яркими, запоминающимися.

Как ни странно, они оказывают не менее значительное влияние на формирование наших суждений о риске. В конце концов, просмотр фильмов и сериалов мы воспринимаем как развлечение, а потому наше критическое восприятие их еще более снижено. Внутренний голос смотрит, пока Разум спит.

Страх как двигатель продаж

На страхе можно хорошо заработать. Это прекрасно известно многочисленным консультантам и компаниям, бизнес которых заключается в том, чтобы защитить клиента от того, чего он боится.

Чем больше страха, тем лучше идут продажи. Поэтому компании, занимающиеся домашними сигнализациями, пугают пожилых людей и молодых мам. Компании, разрабатывающие программное обеспечение, пугают родителей, раздувая тему педофилов в интернет-пространстве. Консультанты по безопасности пугают сценариями террористических атак и смертей.

Страх — это фантастически эффективный маркетинговый инструмент. Именно поэтому и дня не проходит, чтобы мы не увидели его в действии.

Разумеется, частные компании и консультанты не единственные торговцы страхом.

Политики тоже пытаются заработать собственные дивиденды на страхе: они называют своих оппонентов слабыми и некомпетентными и обещают избавить общество от любых угроз, если избиратели прислушаются к разуму и отдадут за них свои голоса на выборах. Еще есть чиновники, раздувающие бюджет. Ученые на госфинансировании, которым известно правило: «Нет проблемы, нет финансирования».

Хотя мы привыкли считать, что некоммерческие организации действуют исключительно на благо общества, у них тоже есть собственные интересы, и многие из них осознают, что страх — это отличный способ укрепить свое общественное влияние. В результате нам постоянно приходится иметь дело с полуправдой, четверть-правдой, не совсем неправдой.

Мы сталкиваемся с этими «торговцами страхом» ежедневно, на каждом шагу. Невозможно составить полный список всех организаций и частных лиц, которые получают ту или иную выгоду от роста обеспокоенности в обществе. Их просто слишком много.

Стадо чувствует опасность

Еще один источник, способный повлиять на суждение относительно конкретного риска, — окружающие люди, чье мнение мы склонны поддерживать.

Человек по-прежнему остается социальным животным, которому важно, что думают другие. И когда он не уверен, стоит ли беспокоиться по поводу того или иного риска, огромное значение имеет, беспокоятся ли окружающие.

Алан убеждает Бетти. Этого достаточно, чтобы убедить Карла, а это в свою очередь убеждает Дебору. Необъективная информация распространяется, а основанные на ней мнения крепнут.

Формируются организации, происходит обмен информацией. Мнения становятся все более категоричными. И прежде чем кто-то успевает что-то понять, сотни, тысячи и миллионы людей уже убеждены, что они подвергаются новой смертельной угрозе.

Резонно предположить, что когда люди с похожими убеждениями собираются, чтобы обсудить создание полигона для опасных отходов, грудные импланты, которые, по их мнению, вызывают заболевания, или любой другой риск, то их убеждения должны склониться к среднему по группе. Но этого не происходит.

Исследования показали, что группа обычно приходит к более категоричному заключению, чем среднее мнение участников.

Когда противники полигона для опасных отходов собираются вместе для обсуждения этой темы, они убеждаются, что этот полигон еще более вреден, чем они думали изначально.

Когда вместе собираются женщины, убежденные, что грудные импланты несут риск для здоровья, после обсуждения они бывают уверены, что недооценили степень вреда.

Динамика всегда одинаковая. Предмет обсуждения роли не играет. Когда собираются люди с одинаковыми убеждениями, их точка зрения становится только более категоричной.

Для возникновения такого эффекта не требуется даже личного общения. Многочисленные политические блоги ежедневно наглядно доказывают этот факт.

Армагеддон близок?

Судя по литературным произведениям и газетным колонкам, катастрофа случится непременно. Истощение энергетических ресурсов, массовый голод, ядерный терроризм, распространение смертельного вируса — лишь немногие из популярных тем.

Но к каждому пессимистичному прогнозу следует подходить критически. Если вас беспокоят апокалиптические сценарии, вспомните, сколько в истории примеров того, как умные, располагающие информацией люди, которые по каким-то причинам фокусировались на негативных аспектах, предсказывали катастрофы, которые так и не сбылись.


Источник

В 1967 году американцы получили особенно конкретное предупреждение о грядущей катастрофе. Она разразится в 1975 году, и мир уже никогда не станет прежним. Вероятно, сегодня уже никто не вспомнит о книге «Голод 1975 года!» братьев Уильяма и Пола Паддок, но в 1967 году ее сметали с полок книжных магазинов.

Братья Паддок были авторитетными специалистами в своих областях. Один из них был агрономом, второй — сотрудником дипломатической службы. В книге были приведены результаты многочисленных научных исследований и данные, собранные по всему миру, — от производства пшеницы в послевоенной Мексике до производительности экономики Советского Союза.

Авторы пришли к пессимистичному заключению: из-за быстрого роста численности населения в мире подходят к концу запасы продовольствия. Мир стоит на пороге глобального голода, и ничто не способно его предотвратить.

Братья Паддок не были сумасшедшими. Их поддерживала многочисленная армия экспертов, которые тоже приводили результаты исследований и статистические данные.

Правительство не стало предпринимать срочные меры. Несмотря на это, массовый голод так и не наступил. Во-первых, коэффициент рождаемости снизился, и увеличение численности населения перестало идти такими быстрыми темпами, как предсказывалось. Во-вторых, объемы производства продовольственных продуктов многократно возросли.

Ранее многие эксперты утверждали, что такое развитие ситуации просто невозможно. Тем не менее через несколько десятилетий после публикации книги «Голод 1975 года!» население планеты питается лучше и живет дольше, чем когда-либо в истории.

Об этом следует помнить всем, кто спешно закупает запас консервов и патронов после прочтения очередного прогноза об ожидающей человечество катастрофе.

Самое лучшее время для жизни

Современные развитые страны представляют собой самое мирное и безопасное общество за всю историю человечества, хотя это утверждение в корне противоречит восприятию, сложившемуся у большинства людей. Судите сами.

Историки и криминалисты изучили архивы по всей Западной Европе и обнаружили, что число убийств сегодня на самом низком уровне за восемь столетий.

На протяжении последних десятилетий снижается уровень «легализованного» насилия — войн и военных конфликтов. Об этом свидетельствуют результаты крупного исследования Центра по безопасности человека Университета Британской Колумбии.

«Жестокость как способ развлечения, человеческие жертвоприношения как часть религиозных верований, рабство как бесплатная рабочая сила, пытки как общепринятое наказание, смертная казнь за мелкие правонарушения и идеологическое несогласие, погромы как способ выбросить накопившуюся злость, убийство как основной способ решения конфликтов — все это было неотъемлемой частью повседневной жизни на протяжении почти всей истории человечества, — пишет канадско-американский ученый Стивен Пинкер. — Но сегодня все это практически сошло на нет во всем цивилизованном мире, встречается гораздо реже там, где раньше было обыденностью, скрывается, если все-таки существует, и подвергается резкой критике, если выходит наружу».


Источник

Человек по природе своей быстро привыкает к происходящим вокруг него изменениям, поэтому мы считаем вполне естественным, что живем в добром здравии семь или восемь десятилетий. Но если взглянуть на историю нашего вида в перспективе, станет очевидно, что это нельзя воспринимать как данность. Это чудо.

В начале XX века люди часто умирали от туберкулеза, диареи, энтерита, брюшного тифа, дифтерии, скарлатины, коклюша и кори. Благодаря вакцинации, антибиотикам и улучшению общих санитарных условий смертность от каждой из перечисленных болезней значительно сократилась (в большинстве случаев — снизилась почти до нуля).

Мы должны испытывать не страх, а чувство благодарности. И тем не менее мы боимся. Мы живем в тревоге.

С одной стороны, это неизбежная плата за жизнь в современных условиях. Наш мозг не может измениться, мы не откажемся от информационных технологий, а соблазн прибегнуть к маркетингу страха только растет.

Хотя мы не можем разорвать замкнутый круг страха, мы в состоянии снизить его интенсивность. Первый шаг заключается в осознании, что многочисленные организации и отдельные лица преследуют свои интересы, раздувая в обществе панику, а большинство журналистов не только не корректируют эти преувеличения, но и добавляют собственные.

Мы должны проявлять здоровый скептицизм — собирать информацию, анализировать ее и делать выводы самостоятельно.

Кроме того, мы должны признать, что работа нашего мозга, выполняющего этот тщательный анализ, подвержена когнитивным искажениям.

По материалам книги «Страх».

Обложка поста отсюда.

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи