Недавно мы издали книгу «Бизнес на свои». О том, как запустить бизнес в России без кредитов и инвесторов (это реально!) Но пригодится она не только предпринимателям. Здесь много интересных мыслей про работу, тайм-менеджмент, книги, постановку задач, планирование и даже геройство. Вот смотрите.
Среднее арифметическое
Здравый смысл подсказывает: учиться лучше у успешных людей. Наблюдая за ними, вы тоже становитесь успешнее. Мы постоянно учимся у старших товарищей. Мотиватором стала фраза одного из них: «Быть бедными непрактично и стыдно».
Можно считать, что в социальном плане человек — среднее арифметическое от тех, с кем он общается. Хотите добиваться большего — вводите в круг общения больше людей, которые круче вас.
Никогда не поздно
Начать свое дело можно когда угодно. Жизнь показывает, что даже 16-летние умудряются создавать крепкие компании. И в 60 лет еще можно начать. Когда готовы, тогда и делайте. Не беспокойтесь о том, что вы не сможете стартовать прямо сейчас. Если вы уже думаете про свое дело, просчитали что-то, поняли, как примерно работают финпланирование и цепочка образования цены, рано или поздно вы наткнетесь на то, что станет именно вашим делом. Возможность обязательно придет, и вы точно поймете, что это она. Через некоторое время это войдет в ваш образ мышления и осознания всего вокруг.
Ответы — в книгах
Нужно много читать. Кто-то, бывает, несколько лет опыта вложил в одну книгу, которую можно прочесть за пару часов и понять. Потом, правда, пару раз вернуться и понять еще раз. Потом написать автору и спросить, чем дело кончилось. Но главное — получить опыт, ради которого кто-то набивал шишки ценой в миллионы. Вам он достанется всего по цене книги.
Бизнес — это наука
Бизнес — это постоянный эксперимент. Мы мало что знаем заранее, всегда в расчетах есть белые пятна. Мы должны узнавать, пробовать, получать новые данные и перестраивать модель. Какая реклама работает, а какая нет? Как производить, какие станки нужны, насколько важен хороший сервис? Все это вопросы, на которые нужно найти ответ либо экспериментально, либо где-то получив данные. Бизнес — это наука. Вы начинаете с маленькой разведанной области и дальше день за днем изучаете свою сферу все больше и больше.
Про героя
В европейской и нашей культуре героем считается тот, кто дико превозмог и «через не могу» победил невероятным усилием. У китайцев такого человека в военной стратегии не очень-то уважают и считают опасным психом. Хороший, годный герой — это, например, полководец, который неожиданно напал на лагерь врага и уничтожил его ценой минимальных потерь. Или воин, который обратил внимание на ветер и поджег лес по направлению к противнику. Этот «удар камнем по скорлупе яйца» — суть китайского геройства. Продумать и подготовить все так, чтобы потом спокойно выиграть.
Зачем ограничивать выбор
Есть теория, что человек за день может принять очень ограниченное количество решений. Первое дается легко, второе — сложнее, третье — более-менее ОК, а дальше начинается дикое шуршание в передней коре. И тогда мозг старается уже не думать, а спускать все на чем-то близком к рефлексам. Чем больше решений за день, тем каждое следующее слабее. Это значит, что нужно попытаться ограничить себя в количестве выборов — и делать только самые важные. Если утрировать: когда вы утром встаете и решаете, что будете есть на завтрак, — бах, слетело одно бизнес-решение. Дядька Джобс вон вообще решил, что будет носить только черные водолазки, — и проблема гардероба отпала, одним решением в день меньше.
Как планировать день
Возьмите бумажный блокнот и запишите все, что надо сделать сегодня. Теперь выберите из этого важное (не перепутайте со срочным). А из важного — одно самое важное. Список спрячьте, самое важное сделайте. Останутся силы — сделайте второе по важности из оставшегося и т. д. Планировать лучше в начале дня, отделяя важное от неважного, а срочное от несрочного. Неважное и срочное может потерпеть, неважное и несрочное можно отложить в никогда.
Что такое клентоориентированность
Клиентоориентированность начинается, как это ни странно, вовсе не с того, чтобы что-то улучшать, а с того, чтобы убирать все, что бесит людей. «Мосигра» в свое время составила целый список того, что может их раздражать. Несколько примеров:
— Около магазина грязно, скользко, открыта одна дверь из двух, растеклась лужа.
— Продавцы хамят, пристают, задают лишние вопросы. Когда нужны — не найти. Иногда преследуют, как варан жертву. Помогают без радости. Обращаться в случае проблемы не к кому, всем пофиг.
— Продавцы не разбираются в товаре, не знают его особенностей, врут, впаривают. Не чувствуется, что они на вашей стороне. Работают по скрипту. Пьют чай в зале.
Начать надо с устранения всего этого. И сразу станет в разы лучше.
Ешьте лягушку. Это работает
Ешьте лягушку каждое утро, то есть выполняйте самое неприятное дело первым.
Потом будет хорошо и спокойно. Еще дайте себе время спокойно поработать: отключайте все устройства с уведомлениями. Лучше всего это работает с 5 до 9 утра — никто не лезет со звонками, в соцсетях пусто.
Социальное доказательство
Социальное доказательство — самая крутая штука в продажах. Опытный Оттабек в Самарканде учил так выбирать ресторан: «Смотри, нет никого. Плов никто не ест. Значит, не надо туда. А вот тут свободных мест нет уже в 10 утра. Конечно, туда пойдем».
Еще один пример — когда вы видите в продуктовом, как кто-то покупает, например, оладьи и брусничный соус к ним. И вы понимаете, что в следующий раз надо зайти. Наблюдение за другими и тем, что они делают, — это обучение. Если все так делают, и вам тоже стоит. Это здорово работает в Китае, там на этом половина торговли и инструкций построена: «Делай как тот, кто перед тобой».
Как ставить задачи
По методологии при постановке задачи надо определить следующее.
- Четкую цель. Не «Разберись с этим там, как его», а «Подготовь вместе с юристом претензию». А то может оказаться, что вы имели в виду «удовлетворить клиента», а сотрудник решит разобраться с ним в меру своего понимания.
- Измеримость или возможность проверить результат. Главный вопрос — как понять, что задача решена.
- Принципиальную достижимость. Можно, конечно, ставить недостижимые задачи, но, как правило, пару раз. Дальше сотрудники просто не будут их решать. Человек должен чувствовать, что может взять это препятствие.
- Срок. Задача без сроков будет выполнена в ближайшее никогда.
По материалам книги «Бизнес на свои»
Обложка поста — rawpixel.com