Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Два подхода к знанию, личность с парашютом и открытие постмодерна
29 марта 2019 5 106 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

На что способна современная философия? Показать нам мир как единое целое, дать ответы на вопросы, которые ежедневно ставят в тупик, предложить ключи для познания себя. В этом уверен Кен Уилбер, автор бестселлера «Краткая история всего». Эта книга похожа на захватывающее путешествие от Большого взрыва к сегодняшнему дню. Сойдем на одной из остановок: разберемся в отличиях двух подходов к знанию — модернистского и постмодернистского.

Зеркало природы



Краткая история всего

Старая парадигма, которую никто не хочет, — это парадигма Просвещения, известная как парадигма модерна. У нее есть десятки других наименований: ньютоновская парадигма, парадигма зеркала природы, парадигма отражения. Или парадигма репрезентации.

В чем ее идея? В том, что, с одной стороны, есть личность, или субъект, а с другой — эмпирический или чувственный мир. Все достоверное знание заключается в создании карт объективного мира, отражении, отзеркаливании. Человек здесь выступает в роли картографа.


Знания — это отражение в зеркале. Или нечто большее? — Источник

Потребовалось несколько столетий, чтобы осознать, что эта парадигма узка и ограниченна. Проблема с картами заключается в следующем: они упускают из виду картографа. Совершенно игнорируют факт, что сам человек может привносить что-то в картину.

Великое открытие постмодерна

В действительности личность не просто спрыгнула на землю с парашютом. Ей свойственны свои качества, структуры, развитие, история. Все это управляет тем (и оказывает влияние на то), что мы будем видеть, равно как и то, что мы вообще способны увидеть в этом, как полагалось, «одном-единственном» мире, лежащем вокруг нас. Парашютист по уши увяз в контекстах и культурных фонах, которые в первую очередь и предопределяют, что он способен понять.


Парашютист сам конструирует образ мира. — Источник

Великое открытие постмодерна состояло в том, что ни личность, ни мир не есть нечто предзаданное. Субъект располагается в контекстах и потоках своего собственного развития, своей собственной истории, своей собственной эволюции, и «картины», рисуемые им о «мире», в значительной степени зависят не от «мира», а от этой самой «истории».

Два пути в постсовременности

Когда мы сталкиваемся с миром, в котором нет предзаданности, то видим два пути. Первый, вероятно, наиболее распространен, и состоит в крайнем конструктивизме. Иными словами, поскольку мировоззрения не предзаданы, можно утверждать, что все они произвольны. Просто «сконструированы» культурами на основании того, что не является чем-либо более основательным, нежели веяния моды.


Есть два пути. — Источник

Но мировоззрения не настолько произвольны. Есть пределы того, в какой степени культура может их «конструировать». Невозможно встретить общепринятое мировоззрение, согласно которому, например, мужчины рожают детей, а яблоки падают с яблонь вверх. Алмаз будет резать стекло вне зависимости от того, какие слова мы используем для обозначения феноменов «алмаз», «резать» и «стекло», и вне зависимости от того, в какой культуре мы их встречаем. Вот на этом-то разговоры о произвольности мировоззрений заканчиваются. Они не просто «всего лишь сконструированы» в смысле полной относительности и произвольности.

Второй подход — более умеренный конструктивизм, самая распространенная его версия — теория развития и эволюции. Он признает, что мир и мировоззрение не являются чем-то всецело предзаданным, а напротив — они развиваются с течением истории. Поэтому просто исследует фактическую историю и развертывание этих мировоззрений — не как последовательности исключительно произвольных случайностей, а скорее как паттерн эволюции или развития, управляемый отчасти потоками самой эволюции.

Новое мировоззрение — новый мир

Разные мировоззрения создают разные миры, задействуют разные миры, а не являются одним и тем же миром, рассмотренным с разных сторон.

Как отмечает автор, важный момент состоит в том, что во многих подходах, исследующих эволюцию или развитие, каждое последующее мировоззрение занимает место предыдущего из-за того, что становятся очевидны определенные ограничения, внутренне присущие более раннему мировоззрению. Это создает значительную долю беспорядка и хаоса, и система, если она не приходит к полному краху, избегает этого хаоса через эволюционное развитие к более высокоорганизованному паттерну. Эти новые и более высокие паттерны разрешают и растворяют более ранние проблемы, но затем привносят свои собственные актуальные проблемы и внутренние ограничения, которые невозможно разрешить на их собственном уровне, — именно такой единый процесс эволюции мы наблюдаем и в других сферах.


Мировоззрения создают новые миры. — Источник

Все эти размышления — часть большой интегральной теории. По словам Кена Уилбера, она служит противоядием от расколотого, разломанного и измученного мира, в котором мы находим себя сегодня. Разобраться с наскока не получится. Но попробовать погрузиться в увлекательные размышления стоит.

По материалам книги «Краткая история всего»
Обложка поста pexels.com

Похожие статьи