Недавно в «МИФе» вышла книга «Как стать популярным автором». Её автор Екатерина Иноземцева — основатель онлайн-школы Free Publicity School, спикер TEDx, колумнист Forbes, жена и мама. Мы поговорили с Екатериной о том, каким был ее собственный путь в писатели, как ей удалось отловить ментальных тараканов и совместить десяток ролей, оставаясь собой.
Катя, расскажите, как начался ваш путь в писатели.
О, это была замечательная история. Я, как многие начинающие авторы, мечтала, что когда-нибудь стану мудрой и древней черепахой Тортиллой и напишу свою книгу. Как-то на семейной стратегической сессии (есть у нас такой формат) я призналась в этой мечте мужу, предпринимателю Дмитрию Юрченко. Он мне сказал: «Давай-ка мы сделаем как настоящие предприниматели: обозначим проект, цель, ресурсы, сроки. И конкретный дедлайн: подари мне книгу ко Дню рождения».
Дело было 19 января, день рождения мужа 27 июля. Я, как истинная декабристка жена предпринимателя, в эту игру включилась. За вычетом времени на печать книги у меня было 5 месяцев, написать я хотела не менее 250 страниц, то есть нужно было писать по 50 страниц в месяц.
Как сейчас помню тот момент: 27 июля, Дима выходит в гостиную, а там его ждет ящик с двадцатью экземплярами, свеженькими, из типографии, напечатанными за свой счет — первое издание книги «Стартап без купюр», которая через год с успехом вышла в «МИФе». Так началась я как писатель.
«Стартап без купюр» появился в 2014-м году, «Как стать популярным автором» — в 2017-м. Есть ли разница между книгами с точки зрения писательского мастерства и вашего отношения к нему?
Безусловно есть. За три года, что прошло между книгами, я изменилась и как эксперт, и как автор. Помню, сколько сил и работы мне стоила первая книга — с проектным менеджером, контент-редактором, литературным редактором. «Как стать популярным автором» я написала гораздо быстрее, фактически за пару месяцев, причем с шестимесячной малышкой на руках и не отрываясь от основного бизнес-творчества, школы Free Publicity School. Будучи колумнистом, автором Forbes и Psychologies, помогая тысячам учеников, я поняла, что путь к сердцу читателя лежит через простоту и глубину, а не через какие-то немыслимые стилистические обороты и литературные подвывертыши.
Есть и жанровая разница. «Стартап без купюр» — это бизнес-роман с фантазийным сюжетом, хоть и основанным на реальных событиях. «Как стать популярным автором» — это экспертная книга, или книга-визитка, и я очень горжусь репликой Игоря Манна, который назвал её «пожалуй, лучшей книгой-визиткой» из тех, что он встречал.
Читатель книги «Как стать популярным автором» — какой он? Почему ему необходима эта книга?
Мой читатель — это я, Катя Иноземцева, 3 года назад. Тогда мне казалось, что только великие и гениальные всходят на писательский Олимп, что для того, чтобы публиковаться в популярном СМИ, надо иметь или тайные связи с издателем, или много-много денег, и что автор «с улицы» не может вот так взять и напечатать свою статью.
Мой читатель — это тот, кто понимает, что без личного бренда не обойтись, что вы можете быть классным мастером своего дела, но если у вас нет сформированной репутации и охвата, то, к сожалению, о вашем мастерстве не узнают те, кому это может принести пользу.
Книга не для каких-то великих актеров, политиков или звёзд спорта. Она для обычных людей — психологов, коучей, тренеров, владельцев салонов и онлайн-школ, тренеров по йоге, фитнес-инструкторов, блогеров. Это палочка-выручалочка для тех, кто пока сидит в своей ракушке и не знает, с чего начать выход на большую аудиторию.
В книге вы помогаете читателям отловить «ментальных тараканов». А каких тараканов вам пришлось отловить у себя, когда вы вставали на путь человека-бренда?
Тут у меня два парадоксальных ответа. Первый ментальный таракан был такой: «я всё лучше всех знаю». Я постоянно впадала в ложное авторское эго, когда считаешь, что есть только твоё мнение и ничье больше. Сейчас, когда я сама обучаю начинающих авторов, всегда говорю, что текст начинается даже не с цели, а с себя. Если у автора есть какие-то ментальные ловушки, они непременно вылезут. Читатель поймет, чем текст является для вас: самовыпячиванием, самореализацией или заботой об аудитории.
Второй таракан — наоборот: «я ничего не знаю, я самозванка, только-только начинаю, о чём я вообще могу рассказать?». Он очень часто встречается у начинающих авторов. Лучше всего от этого помогает, когда вы надеваете шапку практика, а не эксперта. Тогда вы просто бескорыстно делитесь и передаете свой опыт.
Они и есть ваша аудитория сейчас. Да, у вас есть учителя-одиннадцатиклассники, но это не значит, что нужно бесконечно ждать, когда вы сами ими станете. Нужно действовать, пробовать, делиться сейчас, и уверяю вас, что найдется достаточно последователей, которым ваш опыт будет полезен.
А кто ваши «одиннадцатиклассники»? За кем вы сами «подглядываете»?
Я рекомендую всегда смотреть за авторитетами в своей сфере, чтобы понимать, у кого учиться, за кем расти. При этом считаю, что любой писатель начинается с внутренней духовной работы, поэтому должен в целом повышать свой культурный и личностный уровень. Мне, например, интересно изучать великих женщин прошлого и современности. Не важно, какую профессиональную роль они играют, важно, что каждую из них можно назвать «человек-бренд». Это Майя Плисецкая, принцесса Диана, Опра Уинфри — женщины, которые действительно изменили мир.
Что касается профессиональной области, я могу назвать своими учителями Владимира Яковлева, автора проекта «Возраст счастья», сценариста Ольгу Дори, Максима Ильяхова, автора книги «Пиши, сокращай». С удовольствием смотрю и читаю Марину Васильеву, Майу Богданову. Вдохновляют и иностранные коллеги — Барбара Шер, Элизабет Гилберт. Обожаю американского психотерапевта Ирвина Ялома. Для меня он большой учитель в вопросах жизни и смерти, личности и смысла, которые, на мой взгляд, тесно связаны с темой текстов и реализации через писательское мастерство
Посоветуйте начинающим авторам книги по писательскому мастерству, которые обязательно надо прочитать.
Я бы рекомендовала прочитать книгу Норы Галь «Слово живое и мертвое», с которой, собственно говоря, началась работа над качеством текста — то, что позже Максим Ильяхов назвал инфостилем. «Пиши, сокращай» Ильяхова — тоже важная, классная книга. Из МИФовской подборки мне нравятся «Литературный мастер-класс» и «Птица за птицей». И, конечно, всем рекомендую читать «Как стать популярным автором», потому что она подытоживает то, что можно почерпнуть у этих авторов и взять для системного продвижения личного бренда.
Сейчас многие пишут, говорят о себе. Но не все становятся человеками-брендами. Какие ошибки чаще всего мешают этому?
Для личного бренда важны охват и репутация. Помните из математики: квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов? Здесь так же: квадратура личного бренда равна сумме квадратов репутации и охвата, поэтому одновременно нужно работать в двух направлениях. Невозможен качественный личный бренд без репутации и мастерства. Отсюда вытекает правило: постоянно повышать мастерство.
Вторая большая ошибка — казаться, а не быть. Когда вперед выходит внешняя обертка и не прорабатываются суть. Работа со своим брендом — это настоящая духовная работа, готовность расти над собой и повышать качество своей добродетели.
И третья ошибка — это когда количеству уделяется больше внимания, чем качеству. Признаюсь, у меня тоже бывало: хочется быстрей-быстрей записать видео, написать текст, куда-нибудь отправить статью. Но читатель всегда чувствует текст без глубины, без внутреннего прожития. Такой текст никого и ничего не меняет. Для того, чтобы читателя или слушателя к чему-то подводить, мы должны обязательно сначала прорабатывать самого себя.
В книге вы открываете секрет, что Катя Иноземцева — интроверт до мозга костей. Что помогает вам накапливать силы и восстанавливать их после «выхода в свет»?
Очень важное для интроверта правило — это встреча с собой. Я себе в календаре прямо так и ставлю. Это время, когда есть только вы и ваше планирование, мечты, размышления.
Второе классное правило — ограничивать свое пространство. Основные пожиратели энергии и времени — это социальные сети и мессенджеры, ненужные сообщения и звонки, люди, которых вы не ждете в этот момент. Для меня было определенной моральной работой сказать себе: «я отвечаю только тогда, когда у меня есть на это ресурсы и возможности».
Как интроверту выходить в свет? Мне кажется, это вопрос мотивации. Если вы выходите, потому что кому-то что-то от вас нужно, то, конечно, это обесточивание. Если же выходить, наоборот, с мотивацией что-то дать и быть полезным — поделиться своими знаниями, опытом, улыбкой и вдохновением — это совсем другая история. Даже в Библии говорится, что проживая жизнь через отдавание, вы сохраняете и развиваете себя больше, чем когда берете. Поэтому дай нам Бог жить так, чтобы отдавать энергию туда, где она может быть полезна не только нам, но и другим
Ждете ли вы вдохновения, прежде чем сесть за текст?
Знаете, я не верю в эту историю про вдохновение. Точнее, есть более ресурсное и менее ресурсное состояние. Но когда ждут, что снизойдет муза и получится качественный текст — мне кажется, это просто недостаток каждодневной работы у станка. Великий Пикассо выходил к мольберту каждое утро, даже когда был признанным мастером. Ученики удивлялись этому, а он объяснял, что хочет быть полностью готовым, когда муза снизойдет к нему.
Мне близок такой подход: сначала стать ремесленником, чтобы потом становиться в чьих-то глазах мастером. Поэтому мое базовое правило — это садится, писать, действовать, а потом уже ждать музу.
Публикация текстов предполагает, что могут появиться негативные комментарии и критика. Как с ними справляться начинающему автору?
Мне помогает восточная мудрость, что любой враг, критик, интриган — это учитель. Прежде чем кидаться в него ошметками грязи, нужно подумать, почему эта ситуация к вам пришла и чему может научить. Очень просто отреагировать плевком в ответ, но настоящий рост и развитие начинаются там, где вы можете отреагировать по-другому и даже улыбнуться человеку, который вас обидел.
Вы — мама, жена, бизнес-леди, колумнист, спикер, писатель, занимаетесь спортом, «стоите на пуантах», путешествуете. Как у вас получается совмещать все эти роли?
В вашем вопросе заключено 80% ответа. Секрет в том, чтобы как раз таки совмещать. Само переключение и возможность быть разной даёт мне силы и потенциал. Если бы я была только мама, то мне, с моим характером и энергией, этого было бы мало. Если бы я была только колумнистом, мне было бы скучно не реализоваться в других ролях. Эта многогранность, возможность жить разной жизнью и дает энергию, баланс и силы двигаться дальше.
Поделитесь вашими творческими планами. Будут ли еще книги? Как планируете развивать Free Publicity School?
Я хочу написать книгу о том, как писать книгу, и буду счастлива сделать это с любимым «МИФом». Сейчас мы также обсуждаем книгу по развитию онлайн-школ. Так что как минимум два издания могут появиться в ближайшем будущем.
Что касается школы, мы точно будем прирастать новыми тренингами. В этом году у нас появляются тренинги по сторителлингу и публичным выступлениям, и это уже около 15 курсов в нашей школе. Но главная цель на год — выход на англоязычное пространство.
Для российской аудитории мне хочется продвигать идею о том, что важно проявляться и доносить свою экспертность через самые разные каналы — выступления, подкасты, книги, прямые эфиры. Российскому менталитету часто недостает западной прозорливости, смекалистости, уверенности в себе.
Дайте, пожалуйста, один большой и главный совет читателям «МИФа».
Советую перестать прятаться, а начать брать и действовать. Не важно, с чего вы начнете: напишете свой первый текст, выложите пост, снимите видео или просто купите мою книгу и пройдете по шагам, нужным для системного построения личного бренда. Самое главное — чтобы вы делали, а не просто думали и смотрели, как у других. Вообще нужно меньше смотреть на других и больше заниматься собой. Мне кажется, жизнь дана на то, чтобы стать лучшей версией себя-писателя, себя-мамы, себя-партнера и себя-человека-бренда.