Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Какой вы на самом деле?
25 января 2018 9 080 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Вы экстраверт или интроверт? Эмоциональны или рациональны? Открыты новому или консервативны? Мы часто причисляем себя и других к какому-нибудь лагерю. Скольким из нас еще в школе поставили «диагноз»: агрессивный, замкнутый, невнимательный.

Но вы наверняка замечали, что можете быть разным: замкнутым за школьной партой, но открытым с друзьями, агрессивным с незнакомцами и мягким с близкими. В книге «Долой среднее!» Тодд Роуз рассказывает, почему личностные тесты внушают нам ложное представление о себе и окружающих и где искать истину.

Тесты, тесты

Сотрудники различных компаний ежегодно проходят две с половиной тысячи различных тестов личностных качеств. Так, 89 компаний из списка Fortune 100, тысячи университетов и сотни правительственных организаций пользуются типологией Майерс—Бриггс; этот тест позволяет оценить четыре составляющие личности и поделить людей на шестнадцать уникальных типов.

Мы любим тесты, потому что считаем, что они помогают нам понять себя. Но это верно лишь отчасти
Мы любим тесты, потому что считаем, что они помогают нам понять себя. Но это верно лишь отчасти. — Источник

Мы автоматически соотносим с типологией собственный характер и быстро решаем, кто мы: интроверты или экстраверты, склонны к рациональному или эмоциональному, ориентируемся на суждение или восприятие. Даже при описании лучшего друга или заклятого врага мы, скорее всего, составим список наиболее ярко выраженных качеств. А если попросить вас назвать имена нескольких коллег-интровертов, вы без труда сделаете это.

Но вот проблема: если нужно предсказать, как поведет себя конкретный человек в конкретной ситуации, личностные характеристики приносят мало пользы. На практике корреляция между чертами характера и поступками редко превышает значение 0,3012. Это не просто мало, это очень мало.

Личностные качества позволяют объяснить ваше поведение лишь в 9% случаев.

Столь же слабо выражена корреляция между результатами тестов, полученными при оценке свойств личности, и успешностью в учебе, работе и личной жизни. Теория личностных качеств плохо толкует поведение человека, потому что полностью игнорирует принцип контекста.

Принцип контекста

Ученые провели эксперимент в лагере, где отдыхали дети возрастом от 7 до 13 лет,. Они отобрали 84 ребенка (60 мальчиков и 24 девочки) и наблюдали за их поведением ними шесть недель в течение всего дня. Затем они проанализировали полученную гору данных, начав с поведения каждого из детей и закончив поиском общих поведенческих паттернов. Результат оказался поразительным: в зависимости от ситуации ребенок демонстрировал разные личностные качества.

Врожденного качеств характера не существует
Врожденного качеств характера не существует. — Источник

Каждый ребенок проявлял и экстравертивные, и интровертивные качества. Например, девочка могла быть экстравертом в кафетерии и интровертом на игровой площадке, а мальчик, наоборот, экстравертом на площадке и интровертом на уроке математики. И зависело поведение детей всецело от ситуации.

Никакой «врожденной натуры» у детей не наблюдалось.

В нашей идентичности все же есть нечто постоянное, но не то, о чем мы думали: человек демонстрирует постоянство в определенном контексте. То есть объяснить или предсказать поведение человека в отрыве от конкретной ситуации невозможно, но и влияние ситуации нельзя учитывать без понимания человека, который в нее попал. Поведение не зависит от личностных качеств человека или ситуации, а рождается в ходе уникального взаимодействия этих факторов.

А вы — честный человек?

Хорошо, экстраверсия или интроверсия зависит от ситуации. Но честность? Верность? Доброта? Разве это не неизменные качества нашего характера?

Узнав, что соседский сынок стянул в лавке конфету, мы полагаем, что он и дальше будет воровать, поэтому не оставляем его в своем доме без присмотра. Мы даже можем решить, что это непременно приведет мальчишку не только к воровству, но и к прочим ужасным вещам вроде списывания в школе и лжи взрослым.

Многие в детстве тайком брали вкусности, но это не привело нас за решетку
Многие в детстве тайком брали вкусности, но это не привело нас за решетку. — Источник

Как выяснилось, подобного рода мнение не имеет ничего общего с действительностью. Группа ученых исследовала 8150 учеников из государственных и 2715 учеников из частных школ в возрасте от 8 до 16 лет. Каждый ребенок был помещен в двадцать девять различных экспериментальных контекстов, включавших в себя четыре различные ситуации (школа, дом, пребывание в гостях, спортивные соревнования) и три возможных вида обмана (ложь, списывание или кража).

Ученые полагали, что каждый ученик может либо быть добродетельным, либо нет. Но выяснилось совсем другое.

Добродетель оказалась весьма изменчивым параметром. Ребенок, подправивший результаты теста, мог абсолютно честно играть с другими детьми в гостях. Ученик, списывавший тест у соседа, не шел на обман при проверке собственной контрольной. Школьник, который таскал деньги дома, необязательно воровал в школе. Выходит, честность тоже зависит от контекста.

Если… то

Личные качества другого человека кажутся нам постоянными, потому что в большинстве случаев мы взаимодействуем с ним в ограниченном диапазоне контекстов. С коллегой общаемся только на работе, но не видим его в домашней обстановке, в окружении семьи. По выходным ходим по магазинам с подругой, а потом заглядываем с ней в бар, но даже не представляем ее на заседании совета директоров. Мы проводим время дома с детьми, но редко видим их в школе или в компании сверстников. Мы просто не видим всего разнообразия контекстов в жизни своих знакомых, поэтому судим о них на основании ограниченной информации.

Научившись видеть контекстуальные условия «если… то», мы получим массу преимуществ.

В личной жизни, например, будем лучше распознавать выигрышные для себя ситуации и принимать более обоснованные решения. Предположим, вы добиваетесь прекрасных результатов в командной работе, но с трудом справляетесь самостоятельно, поэтому вы можете отказаться от выгодного повышения, ведь это означает, что 90% времени вы будете трудиться, не полагаясь ни на чью помощь; а значит, это условие «если… то» не для вас.

Основываясь на принципе контекста, вы определите, что именно в ситуации приводит вас в негодование или вынуждает демонстрировать саморазрушительное поведение, и сможете изменить это.

Сменим контекст?

Научиться распознавать контексты, в которых вы побеждаете или терпите поражение, в целом не сложно. Гораздо труднее определить условия «если… то» другого человека. Подумав, что какой-то человек нервный, или агрессивный, или необщительный, мы всякий раз должны помнить, что видим его лишь в одном контексте.

Вместо того чтобы пришивать ярлык на ребенка или знакомого, подумайте, почему они ведут себя так в данном контексте. Может быть, стоит просто его сменить?

Людей, с которыми мы имеем дело — сотрудников, начальников и многих других, — мы воспринимаем только в одном контексте. Знание того, что человек не ограничен единственным контекстом, в котором мы с ним взаимодействуем здесь и сейчас, помогает нам понимать и уважать окружающих лучше. А понимание и уважение — это фундамент при построении взаимоотношений, которые открывают перед нами дверь к счастью и успеху.

Как не ошибаться в людях

Вот о чем нужно помнить, если вы хотите определить характер близкого человека.

1. Подключайте эмпатию. Вместо того, чтобы повесить на человека ярлык, увидев его в одном контексте, постарайтесь прислушаться к нему, узнать, как он ведет себя в других ситуациях, найти с ним общий язык на его условиях.

2. Не бывает таких понятий, как «лучший» или «нормальный», если речь идет о характере. Избегайте слов «правильно» и «неправильно». Отнеситесь с уважением к тому, что дала человеку природа, и постарайтесь понять, какой он на самом деле, а не каким вы привыкли его видеть.

Принимая человека как есть (не давая оценок и не пытаясь его изменить), вы укрепляете взаимодействие и упрощаете себе возможность предсказать его поведение.

3. Черты характера не стереотипны. Не позволяйте предположениям о возрасте, половой или расовой принадлежности человека заблокировать вашу способность увидеть личность. Это еще одна причина отказаться от предубеждений любого рода: они не помогут вам в поиске общего языка с окружающими или в расшифровке их поведения.

По материалам книги «Долой среднее!», «Наука общения»
Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи