Вы экстраверт или интроверт? Эмоциональны или рациональны? Открыты новому или консервативны? Мы часто причисляем себя и других к какому-нибудь лагерю. Скольким из нас еще в школе поставили «диагноз»: агрессивный, замкнутый, невнимательный.
Но вы наверняка замечали, что можете быть разным: замкнутым за школьной партой, но открытым с друзьями, агрессивным с незнакомцами и мягким с близкими. В книге «Долой среднее!» Тодд Роуз рассказывает, почему личностные тесты внушают нам ложное представление о себе и окружающих и где искать истину.
Тесты, тесты
Сотрудники различных компаний ежегодно проходят две с половиной тысячи различных тестов личностных качеств. Так, 89 компаний из списка Fortune 100, тысячи университетов и сотни правительственных организаций пользуются типологией Майерс—Бриггс; этот тест позволяет оценить четыре составляющие личности и поделить людей на шестнадцать уникальных типов.
Мы любим тесты, потому что считаем, что они помогают нам понять себя. Но это верно лишь отчасти. — Источник
Мы автоматически соотносим с типологией собственный характер и быстро решаем, кто мы: интроверты или экстраверты, склонны к рациональному или эмоциональному, ориентируемся на суждение или восприятие. Даже при описании лучшего друга или заклятого врага мы, скорее всего, составим список наиболее ярко выраженных качеств. А если попросить вас назвать имена нескольких коллег-интровертов, вы без труда сделаете это.
Но вот проблема: если нужно предсказать, как поведет себя конкретный человек в конкретной ситуации, личностные характеристики приносят мало пользы. На практике корреляция между чертами характера и поступками редко превышает значение 0,3012. Это не просто мало, это очень мало.
Столь же слабо выражена корреляция между результатами тестов, полученными при оценке свойств личности, и успешностью в учебе, работе и личной жизни. Теория личностных качеств плохо толкует поведение человека, потому что полностью игнорирует принцип контекста.
Принцип контекста
Ученые провели эксперимент в лагере, где отдыхали дети возрастом от 7 до 13 лет,. Они отобрали 84 ребенка (60 мальчиков и 24 девочки) и наблюдали за их поведением ними шесть недель в течение всего дня. Затем они проанализировали полученную гору данных, начав с поведения каждого из детей и закончив поиском общих поведенческих паттернов. Результат оказался поразительным: в зависимости от ситуации ребенок демонстрировал разные личностные качества.
Врожденного качеств характера не существует. — Источник
Каждый ребенок проявлял и экстравертивные, и интровертивные качества. Например, девочка могла быть экстравертом в кафетерии и интровертом на игровой площадке, а мальчик, наоборот, экстравертом на площадке и интровертом на уроке математики. И зависело поведение детей всецело от ситуации.
В нашей идентичности все же есть нечто постоянное, но не то, о чем мы думали: человек демонстрирует постоянство в определенном контексте. То есть объяснить или предсказать поведение человека в отрыве от конкретной ситуации невозможно, но и влияние ситуации нельзя учитывать без понимания человека, который в нее попал. Поведение не зависит от личностных качеств человека или ситуации, а рождается в ходе уникального взаимодействия этих факторов.
А вы — честный человек?
Хорошо, экстраверсия или интроверсия зависит от ситуации. Но честность? Верность? Доброта? Разве это не неизменные качества нашего характера?
Узнав, что соседский сынок стянул в лавке конфету, мы полагаем, что он и дальше будет воровать, поэтому не оставляем его в своем доме без присмотра. Мы даже можем решить, что это непременно приведет мальчишку не только к воровству, но и к прочим ужасным вещам вроде списывания в школе и лжи взрослым.
Многие в детстве тайком брали вкусности, но это не привело нас за решетку. — Источник
Как выяснилось, подобного рода мнение не имеет ничего общего с действительностью. Группа ученых исследовала 8150 учеников из государственных и 2715 учеников из частных школ в возрасте от 8 до 16 лет. Каждый ребенок был помещен в двадцать девять различных экспериментальных контекстов, включавших в себя четыре различные ситуации (школа, дом, пребывание в гостях, спортивные соревнования) и три возможных вида обмана (ложь, списывание или кража).
Добродетель оказалась весьма изменчивым параметром. Ребенок, подправивший результаты теста, мог абсолютно честно играть с другими детьми в гостях. Ученик, списывавший тест у соседа, не шел на обман при проверке собственной контрольной. Школьник, который таскал деньги дома, необязательно воровал в школе. Выходит, честность тоже зависит от контекста.
Если… то
Личные качества другого человека кажутся нам постоянными, потому что в большинстве случаев мы взаимодействуем с ним в ограниченном диапазоне контекстов. С коллегой общаемся только на работе, но не видим его в домашней обстановке, в окружении семьи. По выходным ходим по магазинам с подругой, а потом заглядываем с ней в бар, но даже не представляем ее на заседании совета директоров. Мы проводим время дома с детьми, но редко видим их в школе или в компании сверстников. Мы просто не видим всего разнообразия контекстов в жизни своих знакомых, поэтому судим о них на основании ограниченной информации.
В личной жизни, например, будем лучше распознавать выигрышные для себя ситуации и принимать более обоснованные решения. Предположим, вы добиваетесь прекрасных результатов в командной работе, но с трудом справляетесь самостоятельно, поэтому вы можете отказаться от выгодного повышения, ведь это означает, что 90% времени вы будете трудиться, не полагаясь ни на чью помощь; а значит, это условие «если… то» не для вас.
Основываясь на принципе контекста, вы определите, что именно в ситуации приводит вас в негодование или вынуждает демонстрировать саморазрушительное поведение, и сможете изменить это.
Сменим контекст?
Научиться распознавать контексты, в которых вы побеждаете или терпите поражение, в целом не сложно. Гораздо труднее определить условия «если… то» другого человека. Подумав, что какой-то человек нервный, или агрессивный, или необщительный, мы всякий раз должны помнить, что видим его лишь в одном контексте.
Людей, с которыми мы имеем дело — сотрудников, начальников и многих других, — мы воспринимаем только в одном контексте. Знание того, что человек не ограничен единственным контекстом, в котором мы с ним взаимодействуем здесь и сейчас, помогает нам понимать и уважать окружающих лучше. А понимание и уважение — это фундамент при построении взаимоотношений, которые открывают перед нами дверь к счастью и успеху.
Как не ошибаться в людях
Вот о чем нужно помнить, если вы хотите определить характер близкого человека.
1. Подключайте эмпатию. Вместо того, чтобы повесить на человека ярлык, увидев его в одном контексте, постарайтесь прислушаться к нему, узнать, как он ведет себя в других ситуациях, найти с ним общий язык на его условиях.
2. Не бывает таких понятий, как «лучший» или «нормальный», если речь идет о характере. Избегайте слов «правильно» и «неправильно». Отнеситесь с уважением к тому, что дала человеку природа, и постарайтесь понять, какой он на самом деле, а не каким вы привыкли его видеть.
Принимая человека как есть (не давая оценок и не пытаясь его изменить), вы укрепляете взаимодействие и упрощаете себе возможность предсказать его поведение.
3. Черты характера не стереотипны. Не позволяйте предположениям о возрасте, половой или расовой принадлежности человека заблокировать вашу способность увидеть личность. Это еще одна причина отказаться от предубеждений любого рода: они не помогут вам в поиске общего языка с окружающими или в расшифровке их поведения.
По материалам книги «Долой среднее!», «Наука общения»
Обложка поста — unsplash.com