Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Парадокс автоматизации: как компьютеры делают нас беспомощными
14 декабря 2017 4 674 просмотра

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Сколько телефонных номеров вы можете вспомнить, не заглядывая в смартфон? А делить и умножать без калькулятора умеете? Сможете ли проложить маршрут от точки А в точку Б без навигатора?

Машины освободили нас от необходимости выполнять многие операции.Мы с удовольствием пользуемся предоставленной свободой, пока не случится что-то незапланированное. В такой момент мы понимаем, что без компьютера совершенно беспомощны.

Эта проблема называется парадокс автоматизации: чем лучше автоматические системы, тем менее опытны их операторы, то есть мы. Проблема возникает повсеместно — от ошибок в работе сотрудников атомных станций до нашей неспособности запоминать телефонные номера. В книге «Хаос» Тим Харфорд рассказывает, к чему приводит парадокс автоматизации и как с ним бороться.

Штраф за парковку

Однажды Виктор Хэнкинс, обычный гражданин Великобритании, получил нежелательный подарок на Рождество — штраф за парковку в неположенном месте. Его машина перекрыла автобусную остановку и была сфотографирована камерой. Компьютер определил номерной знак, нашел его в базе данных и выявил адрес Хэнкинса. Был автоматически создан «пакет доказательств», включающий видеозапись с места, временную отметку и месторасположение. Письмо, требующее оплаты штрафа либо судебного разбирательства, было составлено, распечатано и отправлено по почте через такой же автоматический процесс. Была лишь одна проблема: мистер Хэнкинс вообще не парковал автомобиль. Он просто стоял в пробке.

Удачное путешествие

В марте 2012 года три японских студента, приехавшие в Австралию, решили отправиться в Норт-Страдброк, руководствуясь GPS-навигатором. По каким-то причинам навигатор не знал, что на проложенном маршруте нужно пробраться 9 миль через Тихий океан. Подчинившись технологиям, студенты выехали на пляж и илистые участки океана. Когда вода начала плескаться вокруг их Hyundai, они поняли, что застряли.

Под взглядами удивленных пассажиров парома студенты оставили машину и пошли вброд к берегу. Машина не подлежала восстановлению.

Под взглядами удивленных пассажиров парома студенты оставили машину и пошли вброд к берегу. Машина не подлежала восстановлению.
Чему вы доверяете больше — современному навигатору или старой доброй карте? Источник

Случай вовсе не уникален. Известны эпизоды, когда люди, следующие GPS-навигаторам, вели свои машины в озеро, прямо в дом, вниз по лестнице, по скалистой тропинке к обрыву скалы и в огромный песчаный карьер. Официальные представители туристических организаций в итальянском материковом городе Капри были однажды смущены вопросами приезжих шведов, которые считали, что прибыли на остров Капри, находившийся в 640 километрах.

Пилот на автопилоте

Автоматические системы отвечают не только за наш комфорт, но и за безопасность. Автопилоты современных самолетов очень надежны. Они призваны облегчить нагрузку экипажа, чтобы он мог сосредоточился на более важных задачах. Но вместо этого пилоты засыпают на штурвалах — образно или буквально. В конце 2009 года произошел нашумевший инцидент, когда два пилота на автопилоте (не в переносном значении) пролетели мимо аэропорта Миннеаполиса более чем на 160 километров. Они просто уткнулись в свои ноутбуки и отвлеклись.

В конце 2009 года произошел нашумевший инцидент, когда два пилота на автопилоте (не в переносном значении) пролетели мимо аэропорта Миннеаполиса более чем на 160 километров. Они просто уткнулись в свои ноутбуки и отвлеклись.
Лишенные практики и проблем, которые позволяли бы сохранять наши навыки, в кризисных обстоятельствах мы оказываемся совершенно неподготовленными. Источник

Иногда подобные инциденты заканчиваются трагически. Рейс Air France 447 рухнул в воды Атлантического океана на скорости 201 километр в час, потому что пилоты не смогли справиться с управлением, когда отключился автопилот. Они даже не поняли, что происходит. Все находившиеся на борту 228 пассажиров погибли.

Вместо маленьких ошибок большие проблемы

Эрл Винер, культовая фигура в области авиабезопасности, изобрел то, что сейчас известно как «Законы Винера» об авиации и человеческих ошибках. Вот один из них.

Цифровые устройства исправляют маленькие ошибки, создавая возможности для крупных.

Парадокс автоматизации имеет три направления. Во-первых, чем проще обращение с машиной и лучше система корректировки ошибок, тем менее компетентными мы становимся. Во-вторых, даже экспертные навыки ухудшаются, потому что машины лишают нас практики. В-третьих, автоматика сбоит в необычных ситуациях или сама служит их причиной, требуя вмешательства сверхкомпетентного человека. В каждом из этих трех случаев повышение эффективности и надежности электроники лишь усугубит проблему.

Кто кого контролирует

Никто не отрицает пользу автоматизированных систем. Автоматизация делает нашу жизнь проще, комфортнее и безопаснее. Веб-страница сервисного центра может обрабатывать рутинные жалобы и запросы, избавляя сотрудников от однообразной работы. Полеты с автопилотом стали в разы безопаснее тех, что осуществлялись под контролем человека. Но чем больше мы доверяем машинам, тем серьезнее последствия их ошибок.

Одно из возможных решений этой проблемы — поменять роль компьютера и человека.

Вместо того чтобы позволять компьютеру управлять самолетом с человеком, готовым перенять контроль, когда компьютер не может справиться, возможно, будет лучше позволить человеку управлять самолетом, а машина будет отслеживать ситуацию, готовая вмешаться в нужный момент. В конце концов, компьютеры не устают, терпеливы и не нуждаются в практике. Так почему мы просим людей наблюдать за машинами, а не наоборот?

База данных и алгоритмы, равно как и автопилот, должны существовать для поддержки решений человека. Если мы полностью доверимся машинам, катастрофа неизбежна. Не попадайтесь на парадокс автоматизации: принимайте решения умом, а не компьютером.

По материалам книги «Хаос»
Обложка поста — unsplash.com

Похожие статьи