Успешная учеба — это не только тысячи прочитанных книг и сотни прослушанных лекций. Это еще и общение с друзьями, прогулки, отдых. Автор книги «Варгань, кропай, марай и пробуй» Шрини Пиллэй рассказывает, как переутомление едва не стоило ему карьеры. Однажды куратор из Гарварда сказал ему: «Если так будет продолжаться, то боюсь, несмотря на массу информации, вы перестанете развиваться». Вот история Шрини, который в итоге закончил Гарвард и стал доктором медицины.
Как работать с умом
На первом курсе медицинского факультета я был отличником, но на следующий год из-за возросшей нагрузки мои оценки резко снизились. Я засиживался над учебниками до поздней ночи; часами корпел над анатомией и не раз, совершенно измотанный, засыпал на груде костей из разобранных муляжей. Ситуация не менялась.
Необходимо отдыхать, не дожидаясь усталости. Источник
Никто не уделял учебе столько времени, но чем больше я старался сконцентрироваться, тем хуже получалось. теперь я знаю, что обращался с мозгом, как новичок-автолюбитель: резко срывался с места, а затем останавливался под визг тормозов. Результат — поломка тормозных колодок и всего механизма! Но тогда мучился вопросом, что же делаю не так.
Я понял, что нужно не просто работать, а работать с умом. Я начал делать 15-минутные перерывы через каждые 45 минут занятий, хотя это шло вразрез с моими привычками; старался сократить время учебы ради общения с друзьями, а перед серьезной учебной нагрузкой хорошо выспаться. И уделять медитации по 20 минут два раза в день.
Отсутствие перерывов на отдых мешают развитию
Вернулось чувство бодрости, успеваемость улучшилась, и я вернулся на прежние позиции. Все шло прекрасно, пока я не поступил в ординатуру по психиатрии, где вновь стал засиживаться допоздна. Я проводил много времени с пациентами больницы, а по вечерам, переодевшись и наскоро поужинав, взахлеб читал книги и научные журналы. И с нетерпением ждал разговора с куратором, который планировался через несколько месяцев.
«Вы работаете с большой самоотдачей, — сказал куратор. — и знаете больше, чем коллеги, но мне кажется, вас это тяготит. Вам, наверное, трудно с ними общаться?» Я обрадовался: мне почему-то показалось, что он оценил меня положительно. Но затем куратор произнес слова, которые врезались мне в память. «Мы обеспокоены, что вы проводите столько времени в стационаре. Если так будет продолжаться, то боюсь, несмотря на массу информации, вы перестанете развиваться. А вы ведь ради этого поступали в Гарвард, не так ли?» Скрытая в вопросе ирония подействовала на меня как холодный душ. Я осознал, что снова пал жертвой прежних привычек, которые изматывали меня морально и физически.
В Гарварде большое внимание уделяют спорту, как способу переключиться, отдохнуть. Источник
Он посоветовал мне ежедневно гулять, почаще сидеть вместе с коллегами на скамейках в парке и рекомендовал сеансы психотерапии. Теперь я знаю, чем он был обеспокоен: моим однообразным когнитивным ритмом.
Разница между перегоревшей лампочкой и приглушенным светом
Ритм — неотъемлемая часть организма. С определенной частотой сжимаются и расправляются легкие, расслабляется и сокращается сердечная мышца. Мы подчиняемся биоритмам и циклу «сон — бодрствование». Здесь же и когнитивный ритм: способность с максимальной эффективностью чередовать сфокусированное и расфокусированное сознание («звуки и паузы»).
Каждый день необходимо быть готовым реагировать на жизненные суматохи: застревание на старте, внезапные остановки, смены направления и крутые повороты. Если концентрация — единственный инструмент в мыслительном арсенале, то быстрое утомление неминуемо (мозг преждевременно выключится). Таких ситуаций лучше избегать, поскольку ничем хорошим они не заканчиваются. Кроме того, исследования доказывают, что приблизительно полдня мы проводим в мысленных мини-путешествиях, даже не думая о текущих задачах.
Между работой на износ и энергосберегающим режимом деятельности мозга такая же разница, как между перегоревшей лампочкой и приглушенным для экономии светом. Первое — неисправность, а во втором случае в любой момент можно «сделать свет поярче».
По материалам книги «Варгань, кропай, марай и пробуй»
Обложка поста: harvard.edu