Нам с детства повторяют, что отвлекаться — это плохо, и чтобы достичь успеха, надо сосредоточить внимание на чем-нибудь одном. Автор книги «Хаос» Тим Харфорд готов поспорить с этим убеждением.
Изучение методов работы успешных музыкантов, ученых, политиков показывает: их внимание часто бывало рассеянным, перескакивало с темы на тему, охватывало несколько проектов одновременно. И именно это помогало получать потрясающие результаты.
Отвлекаются студенты
Команда исследователей измерила способности студентов отфильтровывать нежеланные раздражители. К примеру, если вы общаетесь в людном ресторане и легко можете отфильтровать голоса, сфокусироваться лишь на вашем разговоре, то у вас сильные фильтры внимания. У некоторых студентов такие фильтры работали из рук вон плохо: их мысли постоянно прерывались звуками и образами окружающего мира.
Самые творческие студенты часто отвлекаются. — Источник
Можно решить, что это недостаток. Однако в реальности эти студенты обладали лучшими творческими способностями по всем показателям. Наиболее поразительный результат был выявлен, когда исследователи обратились к не по годам преуспевшим студентам — тем, кто уже выпустил свой первый альбом, издал роман, спродюсировал театральную постановку, получил патент или совершил другое достижение.
Отвлекаются ученые
Психолог Бернис Эйдюсон исследовала рабочие методы 40 ученых. Некоторые из них добились огромного успеха: в группе было четыре нобелевских лауреата, двое других, по мнению большинства коллег, могли получить Нобелевскую премию в будущем. Еще несколько ученых стали членами Национальной академии наук. У остальных карьера не сложилась.
Чтобы оставаться продуктивным, ученому нужно менять темы исследований. — Источник
Особый интерес вызывал вопрос: чем определяется, опубликует ли ученый успешные статьи в течение карьеры? Некоторые высокопродуктивные ученые создавали революционные статьи одна за другой. Как?
Чарльз Дарвин в течение жизни чередовал проекты из областей геологии, зоологии, психологии и ботаники. Некоторые всегда находились на переднем плане, а остальные будто сражались за внимание ученого. Особое место занимали дождевые черви, которых Дарвин изучал со всевозможных сторон в течение более 40 лет. Когда Дарвин испытывал тревогу, был озадачен или растерян, он мог всегда обратиться к исследованию скромных дождевых червей.
Преимущества отвлечений
Создание сети параллельных проектов имеет четыре явных преимущества, одно из которых — практического характера, а остальные психологического.
Практическое преимущество заключается в том, что разные проекты подпитывают друг друга. Знание, полученное в одном из них, является ключом к развитию другого.
Психологические преимущества не менее важны. Во-первых, свежий контекст захватывает. Работа над несколькими проектами может казаться отвлекающей, но разнообразие на самом деле притягивает внимание — так турист вглядывается в детали, которые местный житель считает обыденными.
Второе преимущество заключается в том, что, работая над одним проектом, можно неосознанно работать над другим; как в случае с вдохновением, которое приходит, когда стоишь под душем. Это отличный способ найти свежие идеи.
Третье психологическое преимущество состоит в том, что каждая проблема из нашего набора дает возможность сбежать от других. Действительно нестандартная деятельность всегда будет включать безвыходные ситуации и тупики. Другой проект, к которому можно обратиться, помогает предотвратить неудачу, а вместе с ней и неприятный опыт.
Как избежать тревожности
Такова теория, но на практике этот подход может стать причиной постоянной тревоги и напряжения. Это нередко оборачивается прокрастинацией: вместо того чтобы в качестве перерыва обратиться к исследованию дождевых червей, мы проверяем Facebook. Как не допустить превращения сети проектов в давящую ношу?
Вот решение от американского хореографа Твайлы Тарп. Она выделяет под каждый проект коробку, в которую складывает заметки, диски с видео, театральные программы, книги, вырезки из журналов, физические объекты и все, что может послужить источником вдохновения.
Все проекты под рукой, но не мешают думать о других. — Источник
Если она окажется в сложной ситуации, ответ прост: начать «археологические раскопки» в одной из коробок. Тарп пишет: «Коробка позволяет мне почувствовать связь с проектом. Это почва, на которой я стою. Я чувствую это, даже когда откладываю проект: можно убрать коробку на полку, но я знаю, что она там. Название проекта, написанное на коробке жирными черными буквами, является постоянным напоминаем, что у меня когда-то появилась идея и я могу вернуться к ней в скором времени».
Храните проекты в коробках, на доске с карточками или другим удобным способом. Так вы сможете удерживать их в глубине сознания. Они будут готовы услужливо объявиться, когда придет неожиданное вдохновение.
По материалам книги «Хаос»
Обложка поста — unsplash.com