Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Научпоп
Спасение планеты: как помочь природе, не отказываясь от комфорта
20 октября 2017 7 006 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Недавно экономист, профессор Чикагского университета Ричард Талер получил Нобелевскую премию по экономике. Вместе с коллегой Кассом Санстейном он много лет изучал особенности поведения людей и разработал систему подталкивания, которая помогает принимать лучшие решения в разных сферах жизни. Об этом они рассказали в книге Nudge.

В ней много любопытных фактов о том, почему мы много едим, много тратим и действуем себе во вред. Но премию дали не за это. Ричард Талер и Касс Санстейн предлагают конкретные меры, чтобы глобально улучшить нашу жизнь. Например, решить часть экологических проблем. Вот как это сделать с помощью подталкивания.

Проблемы с обратной связью

В последние десятилетия страны всего мира принимают решительные меры по защите окружающей среды. Правительства затрачивают огромные ресурсы, но усилия часто остаются без результата. Помогут ли подталкивание и хорошая архитектура выбора снизить выбросы парниковых газов? Несомненно.

Проблема, способствующая избыточному загрязнению, состоит в том, что люди не получают обратную связь в отношении своих действий.

Мы не отдаем себе отчет, что прямо сейчас наносим вред окружающей среде. Включая дополнительный обогреватель или оставляя свет во всех комнатах, мы думаем о собственном комфорте, а не об экологических проблемах. Чтобы подтолкнуть людей к бережному отношению к природе, нужна понятная обратная связь.

Корпорации

Как можно с небольшими затратами подвести компании к решению проблемы изменения климата? Создать базу данных о выбросах парниковых газов. Там должна раскрываться информация о существенных источниках загрязнения, чтобы люди могли видеть различные источники выбросов парниковых газов в соответствующей стране и отслеживать изменения.

Спасение планеты: как помочь природе, не отказываясь от комфорта
Если обязать корпорации раскрывать информацию о вредных выбросах, они будут стремиться к их сокращению. — Источник

Вероятно, государства отреагируют на список законодательными мерами. Заинтересованные группы, включая СМИ, будут привлекать внимание к наиболее мощным источникам загрязнения. Компании, попавшие в топ, будут стремиться улучшить репутацию, снижая выбросы.

Возможно, подобный список сам по себе не спровоцирует ощутимых изменений. Но он обойдется недорого и почти наверняка будет полезным.

Автомобили

С 1975 года Конгресс США предписывает производителям автомобилей раскрывать информацию об экономии топлива. Это способствует конкуренции: компании стараются создать самый экономичный автомобиль, чтобы было чем похвастаться перед покупателями.

Эту меру стоит принять на вооружение. Она будет еще эффективнее, если указывать экономию не в милях, литрах бензина или километрах, а в деньгах.

Сколько тысяч рублей я сэкономлю за год, если куплю этот автомобиль? А за 5 лет? Вот это действительно интересно!

Технологические инновации позволяют развивать приемы обратной связи. Например, в автомобиле Toyota Prius дисплей приборной панели предлагает водителю изменить стиль вождения и экономить еще больше бензина, избегая торможения и плавно разгоняясь.

Хотите сэкономить на отпуск? Купите экономичный автомобиль.
Хотите сэкономить на отпуск? Купите экономичный автомобиль. — Источник

Плавный разгон был целью автомобильного гиганта Nissan. Корпорация отказалась от обратной связи в пользу элегантного и простого решения. Эко-педаль в буквальном смысле сопротивляется, когда водитель начинает разгон. Эта система определяет избыточное давление на педаль газа и подталкивает несообразительного водителя к мысли, что он сэкономит бензин, если слегка сбавит обороты. Конечно, педаль все-таки можно «утопить», но это требует усилий.

Жилье

Аналогичные способы маркировки и раскрытия информации могут способствовать повышению экологичности жилья. Издержки по возведению зданий с низким энергопотреблением ложатся на компанию, а расходы на отопление и охлаждение оплачиваются впоследствии собственниками. Поэтому в жилых домах часто отсутствует возможность для снижения энергопотребления.

В отелях свет выключается сам собой. Почему бы не сделать так дома?
В отелях свет выключается сам собой. Почему бы не сделать так дома? — Источник

То ли дело, если заказчик строительства планирует сам использовать здание и оплачивать коммунальные счета. Например, в гостиницах для входа в номер используется пластиковая карточка. Чтобы включился свет, ее нужно вставить в специальный карманчик рядом с дверью. Если вынуть карточку-ключ, свет и кондиционер отключаются, а электронный будильник с радио по-прежнему работает. Для чего это придумано?

Счета за электричество оплачивает отель. Руководству известно, что у гостей нет стимулов гасить свет. За включение в строительный проект таких функций заказчики готовы заплатить заранее.

Почему в домах не установлено подобных выключателей? Хотелось бы вам иметь такое приспособление, чтобы, уходя, гасить повсюду свет одним движением, а часы бы продолжали работать?

Красный шарик

А вот более амбициозная идея. Что, если бы был способ ежедневно видеть количество потребленной энергии? Компания Southern California Edison пыталась сообщить людям эти данные по электронной почте или СМС — но результата не было. Тогда они вручили жителям маленькие шарики, которые горят красным цветом при повышенном энергопотреблении и зеленым — при незначительном.

За несколько недель обладатели шара снизили расход электричества в пиковый период на 40%.

Мигающий красный шар привлекает внимание и стимулирует к сокращению энергопотребления. Эффект можно усилить. Например, пусть в случае превышения порогового значения потребления энергии шар издает раздражающие звуки.

Сколько электроэнергии вы сегодня потратили зря?
Сколько электроэнергии вы сегодня потратили зря? — Источник

Неясно, сколько человек на самом деле хотели бы иметь дома красный шар или приобрести автомобиль с собственным взглядом на правильный стиль вождения. Поэтому такие меры не должны насаждаться в обязательном порядке. Но если окружающие решат соревноваться в энергосбережении, кто станет возражать? Посредством подталкивания можно ориентировать людей на снижение расхода ресурсов, ничего от них не требуя.

По материалам книги Nudge

Обложка поста — unsplash.com

Рубрика
Научпоп
Похожие статьи