Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Почему вы — архитектор выбора, зачем мы едим пончики и причем тут Гомер Симпсон
26 августа 2017 26 809 просмотров

Наталия Широкова
Наталия Широкова

Если вас толкнут локтем в трамвае, вы это сразу заметите. А если слегка подтолкнут к покупке нового телефона или заказу огромной пиццы — скорее всего, даже не обратите внимания.

Исследователи Ричард Талер и Касс Санстейн задались вопросом: почему из нескольких вариантов мы не всегда выбираем лучший для себя? Оказалось, что реальность толкает нас к определенному решению. Как это происходит, они рассказали в книге Nudge (в переводе с английского — «подталкивание»).

В мире продано более 750 000 экземпляров этой книги. А всё почему? Потому что все хотят: а) не поддаваться на подталкивания; б) уметь подталкивать к нужному выбору других. Главное — толкаться с пользой.

Архитекторы выбора

Кэролин организует питание в школах, где обедают тысячи детей. Однажды она решила проверить, повлияет ли выкладка продуктов на выбор детей. В одних школах десерты выставили в начале витрины, во вторых — в конце, в третьих — на отдельной полке. Где-то на уровне глаз находилась картошка фри, а где-то — морковь. Перемены оказались разительными. Простой перевыкладкой блюд Кэролин могла понизить потребление вредной пищи на 25%.

Кэролин мы назовем «архитектором выбора». Она создает контекст, в котором человек принимает решения.

Почему вы — архитектор выбора, зачем мы едим пончики и причем тут Гомер Симпсон
Многие из «вредных» решений можно предотвратить с помощью разумной «архитектуры выбора», — источник.

Многие люди становятся архитекторами выбора, часто неосознанно. Это и врач, объясняющий пациенту альтернативные схемы лечения. И родитель, который обсуждает с ребенком возможные варианты дальнейшего обучения. И все, кто занимается продажами. И вы сами.

Выбираем худшее

Экономисты уверены: человек отлично справляется с задачей выбора. Предоставьте ему варианты — и он найдет лучший для себя. Но люди, которых мы знаем, совсем не такие.

Вспомним об ожирении. В мире более миллиарда тучных взрослых, а у 300 млн из них — ожирение. Такие люди живут меньше, чем могли бы, чаще умирают от инфаркта. Все они прекрасно об этом знают, но продолжают есть пончики и запивать их колой. То же самое относится к курению и употреблению алкоголя.

Всегда ли мы выбираем самое полезное для себя? Нет
Всегда ли мы выбираем самое полезное для себя? Нет, — источник

Мы едим вредную пищу, смотрим сериалы до утра, а потом не можем вовремя проснуться, тратим деньги на десятые туфли вместо того, чтобы отложить на отпуск, и тянем с выполнением срочной работы до последнего момента.

Во всех ситуациях у нас есть выбор. Но мы не выбираем то, что лучше для нас.

Во всем виноват Гомер

Трудности с самоконтролем возникают потому, что наша личность состоит из двух полуавтономных «я» — дальновидного «планировщика» и близорукого «деятеля». Планировщик похож на мистера Спока из «Звездного пути»: он все просчитывает и анализирует. Деятель живет под влиянием эмоций и жажды удовольствия — это наш внутренний Гомер Симпсон.

Планировщик отвечает за благополучие в долгосрочной перспективе. Он вынужден бороться с чувствами, уловками и сильной волей деятеля, подверженного соблазнам.

Внутренний Гомер жаждет удовольствий
Внутренний Гомер жаждет удовольствий, — источник.

Две системы конфликтуют, и рано или поздно одна из них проигрывает. В большинстве случаев это мистер Спок.

Добрый и злой архитектор

Тут-то и вступает в игру архитектура выбора. Она может помочь Гомеру сделать полезный выбор, а может — подтолкнуть навстречу слабостям.

Чудесный пример можно найти — кто бы мог подумать! — ​в мужском туалете аэропорта Схипхол в Амстердаме. Здесь в каждом писсуаре нарисовали обычную черную муху. Но для мужчин это не муха, а мишень. Это полезное подталкивание.

Газовая плита, вариант 1. Непонятно, как ручки соотносятся в конфорками. Подталкивает сжечь кастрюлю.
Газовая плита, вариант 1. Непонятно, как ручки соотносятся в конфорками. Подталкивает сжечь кастрюлю.

Газовая плита, вариант 2. Ручки и конфорки расположены одинаково. Подталкивает к правильному использованию.
Газовая плита, вариант 2. Ручки и конфорки расположены одинаково. Подталкивает к правильному использованию.

А вот другой пример. Оператор сотовой связи дарит вам месяц бесплатной подписки на рассылку о погоде. Чтобы отказаться от подарка, надо отправить смс с определенным текстом. Вам некогда этим заниматься — и вы оставляете подписку. Через месяц бесплатный период заканчивается, и с вас начинают списывать деньги. Это вредное подталкивание.

Архитектура выбора похожа на проектирование зданий. Любое решение будет влиять на поведение людей. Так почему бы не сделать это влияние полезным?

Толкайтесь правильно

Чтобы пользоваться полезным подталкиванием и избегать вредного, надо знать, как оно работает. Внутренний Гомер живет по правилам: стремится к стабильности, выбирает то, что приносит удовольствие, не думает о последствиях, склонен к неоправданному оптимизму и зависит от общественного мнения.

Бороться с Гомером бесполезно. Лучше с ним дружить. Книга Nudge рассказывает, как использовать особенности мозга, выбирая лучшее для себя и помогая в этом окружающим.

4 причины прочитать эту книгу

Поймёте, на какие уловки попадается ваш мозг. Например: во время ужина на двоих человек съедает на 35% больше, чем в одиночку, в группе из четырех человек — ​на 75%, а из семи и более — ​уже на 96%. Таких фактов — полная книга. 240 страниц.

Подталкивания везде. Даже за дружеским обедом
Подталкивания везде. Даже за дружеским обедом.

Узнаете, как похудеть и накопить на отпуск. С Гомером можно договориться. Надо просто знать подход.

Увидите, как работает подталкивание в бизнесе и политике. Как стимулировать избирателей прийти на выборы? Оказывается, если накануне спросить людей, собираются ли они голосовать, можно повысить явку на 25%.

Сможете подталкивать людей к лучшему выбору. Полезное подталкивание может заметно улучшить жизнь людей, и они будут благодарны. Вспомните iPod и iPhone, которые миллионы обожают не только за элегантный внешний вид, но и за простое управление.

Если знаешь, где упадешь, можешь подстелить соломки. Зная о подталкиваниях, вы сами определяете, следовать им или нет. А значит, принимаете решения, полезные для вас.

По материалам книги Nudge
Обложка поста — pixabay.com

P. S. Хотите каждую неделю получать полезные советы о том, как стать лучшей версией себя, а заодно ловить хорошие скидки на хорошие книги? Вступайте в клуб читаголиков.

Похожие статьи