Недавно экономист, профессор Чикагского университета Ричард Талер получил Нобелевскую премию по экономике. Вместе с коллегой Кассом Санстейном он много лет изучал особенности поведения людей и разработал систему подталкивания, которая помогает принимать лучшие решения в разных сферах жизни. Об этом они рассказали в книге Nudge.
В ней много любопытных фактов о том, почему мы много едим, много тратим и действуем себе во вред. Но премию дали не за это. Ричард Талер и Касс Санстейн предлагают конкретные меры, чтобы глобально улучшить нашу жизнь. Например, решить часть экологических проблем. Вот как это сделать с помощью подталкивания.
Проблемы с обратной связью
В последние десятилетия страны всего мира принимают решительные меры по защите окружающей среды. Правительства затрачивают огромные ресурсы, но усилия часто остаются без результата. Помогут ли подталкивание и хорошая архитектура выбора снизить выбросы парниковых газов? Несомненно.
Мы не отдаем себе отчет, что прямо сейчас наносим вред окружающей среде. Включая дополнительный обогреватель или оставляя свет во всех комнатах, мы думаем о собственном комфорте, а не об экологических проблемах. Чтобы подтолкнуть людей к бережному отношению к природе, нужна понятная обратная связь.
Корпорации
Как можно с небольшими затратами подвести компании к решению проблемы изменения климата? Создать базу данных о выбросах парниковых газов. Там должна раскрываться информация о существенных источниках загрязнения, чтобы люди могли видеть различные источники выбросов парниковых газов в соответствующей стране и отслеживать изменения.
Если обязать корпорации раскрывать информацию о вредных выбросах, они будут стремиться к их сокращению. — Источник
Вероятно, государства отреагируют на список законодательными мерами. Заинтересованные группы, включая СМИ, будут привлекать внимание к наиболее мощным источникам загрязнения. Компании, попавшие в топ, будут стремиться улучшить репутацию, снижая выбросы.
Автомобили
С 1975 года Конгресс США предписывает производителям автомобилей раскрывать информацию об экономии топлива. Это способствует конкуренции: компании стараются создать самый экономичный автомобиль, чтобы было чем похвастаться перед покупателями.
Эту меру стоит принять на вооружение. Она будет еще эффективнее, если указывать экономию не в милях, литрах бензина или километрах, а в деньгах.
Технологические инновации позволяют развивать приемы обратной связи. Например, в автомобиле Toyota Prius дисплей приборной панели предлагает водителю изменить стиль вождения и экономить еще больше бензина, избегая торможения и плавно разгоняясь.
Хотите сэкономить на отпуск? Купите экономичный автомобиль. — Источник
Плавный разгон был целью автомобильного гиганта Nissan. Корпорация отказалась от обратной связи в пользу элегантного и простого решения. Эко-педаль в буквальном смысле сопротивляется, когда водитель начинает разгон. Эта система определяет избыточное давление на педаль газа и подталкивает несообразительного водителя к мысли, что он сэкономит бензин, если слегка сбавит обороты. Конечно, педаль все-таки можно «утопить», но это требует усилий.
Жилье
Аналогичные способы маркировки и раскрытия информации могут способствовать повышению экологичности жилья. Издержки по возведению зданий с низким энергопотреблением ложатся на компанию, а расходы на отопление и охлаждение оплачиваются впоследствии собственниками. Поэтому в жилых домах часто отсутствует возможность для снижения энергопотребления.
В отелях свет выключается сам собой. Почему бы не сделать так дома? — Источник
То ли дело, если заказчик строительства планирует сам использовать здание и оплачивать коммунальные счета. Например, в гостиницах для входа в номер используется пластиковая карточка. Чтобы включился свет, ее нужно вставить в специальный карманчик рядом с дверью. Если вынуть карточку-ключ, свет и кондиционер отключаются, а электронный будильник с радио по-прежнему работает. Для чего это придумано?
Счета за электричество оплачивает отель. Руководству известно, что у гостей нет стимулов гасить свет. За включение в строительный проект таких функций заказчики готовы заплатить заранее.
Почему в домах не установлено подобных выключателей? Хотелось бы вам иметь такое приспособление, чтобы, уходя, гасить повсюду свет одним движением, а часы бы продолжали работать?
Красный шарик
А вот более амбициозная идея. Что, если бы был способ ежедневно видеть количество потребленной энергии? Компания Southern California Edison пыталась сообщить людям эти данные по электронной почте или СМС — но результата не было. Тогда они вручили жителям маленькие шарики, которые горят красным цветом при повышенном энергопотреблении и зеленым — при незначительном.
Мигающий красный шар привлекает внимание и стимулирует к сокращению энергопотребления. Эффект можно усилить. Например, пусть в случае превышения порогового значения потребления энергии шар издает раздражающие звуки.
Сколько электроэнергии вы сегодня потратили зря? — Источник
Неясно, сколько человек на самом деле хотели бы иметь дома красный шар или приобрести автомобиль с собственным взглядом на правильный стиль вождения. Поэтому такие меры не должны насаждаться в обязательном порядке. Но если окружающие решат соревноваться в энергосбережении, кто станет возражать? Посредством подталкивания можно ориентировать людей на снижение расхода ресурсов, ничего от них не требуя.
По материалам книги Nudge
Обложка поста — unsplash.com