В России вышел в прокат фильм «Брюс Ли: Рождение Дракона». Прежде чем пойти в кинотеатр, мы открыли книгу «Правила жизни Брюса Ли» и посмотрели, что он говорил о творчестве, мастерстве, искусстве. Каким должен быть хороший актер? О чем мечтал сам Ли? Был ли он доволен своей карьерой? Давайте посмотрим.
Желание создать действительно хороший фильм. Больше всего я хочу создать действительно хороший кинофильм. Но, к сожалению, мало кто из местных продюсеров отвечает моим запросам. Если честно, меня бы устроила даже возможность просто поговорить с тем, кто серьезно относится к кинематографу. Я был бы доволен, даже если бы дело ограничилось беседой.
Киносъемка — союз бизнеса и искусства. Весьма печален, но неоспорим тот факт, что кино — союз бизнеса и искусства как в Голливуде, так и в Гонконге.
Не прославляйте насилие. Я полагаю, что не следует делать насилие и агрессию главной темой фильмов. Прославление насилия — это нехорошо.
В фильме «Брюс Ли: Рождение Дракона» главную роль сыграл Филип Нг
Новые веяния. Я пытаюсь создать в США новый жанр — фильмы о боевых искусствах. Мне они кажутся куда интереснее и увлекательней, чем вестерны с непрестанными перестрелками. В вестернах всему головой оказывается только оружие. В моих же боевиках есть все, в частности показ способностей человеческого тела.
Хороший актер. Какого актера можно назвать хорошим? Под это определение не попадают кинозвезды: это абстрактное понятие, навязанное публикой, всего лишь символ. Куда больше людей хотят стать кинозвездами, чем актерами. На мой взгляд, актер — сумма следующих качеств: глубокого понимания жизни, хорошего вкуса, счастливого и несчастливого жизненного опыта, упорства в труде, образования и многого другого. Актер — все это вместе взятое.
Актер умеет донести суть. Хороший, настоящий актер, не штампованный, на самом деле умеет донести до зрителей суть происходящего. Он не только готов выполнять свое дело, но и умеет решить незримое противостояние бизнеса и искусства так, что в результате получается успешный и гармоничный союз. Посредственных, «штампованных» актеров немало, а морально и физически взрастить настоящего актера — непростая задача. Каждый актер, как и каждый человек, неповторим.
Брюс Ли мечтал играть разноплановые роли. Кадр из фильма «Путь Дракона»
Актер предан своему искусству. За двадцать с лишним лет на съемочной площадке я пришел к мнению, что настоящий актер уходит в свою работу с головой и трудится так много, что приходит к тому уровню понимания, на котором возможно качественное самовыражение: физическое, духовное, психологическое. Именно это пленяет зрителя.
Личное недовольство актерской карьерой. Я бы хотел сниматься в разных ролях, но в Юго-Восточной Азии у меня нет такой возможности. У меня сложилось свое амплуа: я играю положительных героев. Я не могу иметь отрицательных черт, ни один продюсер мне этого не позволит. Кроме того, я даже не могу выразить в фильме свои мысли, потому что зрители в половине случаев не поймут, о чем вообще речь.
Актерское мастерство. Я отношусь к актерской работе как к искусству, единоборствам: ведь и то и другое есть способ самовыражения. Актерская работа, как и любая другая, требует полной вовлеченности, без всяких «но» и «если».
Бизнес и талант. В наше время в киноиндустрии сосуществуют деловая хватка и творческий талант, причем оба являются одновременно причиной и следствием друг друга. Для боссов, сидящих в офисах, актер — товар, продукт, средство получения денег. Их основная забота — «будет ли это продаваться». Для них важен только размер кассовых сборов. Конечно, отчасти они неправы, а отчасти правы. Но об этом в другой раз. И хотя кино, по сути, союз бизнеса и творчества, своим отношением к актеру — человеку — как к товару оно мне отчасти неприятно.
По материалам книги «Правила жизни Брюса Ли»
Обложка поста: кадр из фильма «Путь Дракона»