Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Вместо похвалы: как правильно выражать поддержку
17 августа 2017

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Есть ли что-то негативное во фразе «ты молодец»? На первый взгляд, это обычная, стандартная похвала, с помощью которой можно «закрепить» правильное поведение человека. Многие эксперты советуют именно так корректировать действия других людей в нужную сторону. Но известный американский психолог Альфи Кон в книге «Наказание наградой» придерживается другой точки зрения: похвала не только не несет пользы, но может пойти и во вред. Почему стоит придержать эмоции в разговоре с коллегой, ребенком, другом? Как выразить свое одобрение, если все же хочется поддержать собеседника?

В чем опасность

Если вы хотите помешать человеку выполнить задачу квалифицированно, похвалите его прямо перед началом работы.

Звучит парадоксально, неправда ли? Познакомьтесь с результатами двух экспериментов, после чего фраза выше уже не покажется такой нелепой.

В Израиле ученикам пятого и шестого классов предложили выполнить творческое задание. Те, кого за работу похвалили, в следующем упражнении показали заметно более низкий результат, чем те, чья работа получила нейтральную оценку. Кроме того, второе задание эти дети выполнили хуже, чем первое, которое делали еще до того, как их похвалили. Подобное исследование было проведено и в США с участием студентов колледжа. Оно тоже показало, что похвала стабильно приводит к снижению качества работы.

В чем связь между словесным одобрением и низкими результатами? Во-первых, когда человека хвалят за успешное выполнение работы, которая не была особенно сложной, он может воспринять это как намек на то, что он не такой уж способный или талантливый, и поэтому его хвалят за ерунду. У него формируются заниженные ожидания в отношении своих способностей, и человек начинает работать менее настойчиво и упорно. Во-вторых, похвала — это еще и моральное давление, ведь теперь нужно соответствовать высокой оценке. Как проще всего этого добиться? Идти проторенной дорожкой, избегать риска и всего нового. Другими словами, лучше выбрать проверенный, пусть и банальный способ, чем стараться удивить, выделиться. А когда мы подсознательно стараемся «просто хорошо выполнить свою работу», интерес к задаче снижается. Именно поэтому не стоит ожидать, что словесное одобрение будет стимулировать повышение качества работы.

Вместо похвалы: как правильно выражать поддержку
Похвала не ведет к хорошему поведению, как принято считать. Источник

Мы хвалим людей, и особенно детей, не только чтобы добиться от них хорошей работы, но и чтобы помочь им сформировать правильные ценности и повысить самооценку. Но что происходит на самом деле? Похвала может стимулировать нужное поведение, но лишь на время. И никак не меняет ценности человека. В 1991 году были опубликованы результаты исследования, проведенного Джоан Грусеч с участием дошкольников: выяснилось, что те, кого матери часто хвалили за проявление щедрости, в повседневной жизни демонстрируют ее несколько реже, чем сверстники.

Не помогает похвала и формированию здоровой самооценки.

Скорее, она работает в обратном направлении. Сказанные в наш адрес добрые слова мы часто воспринимаем, как контроль. К примеру, ваш шеф говорит: «Вы выбрали отличный способ решения этой задачи. Так держать!». Подсознательно, мы начинаем думать, что к успеху привели не наши собственные решения, а выбор именно такого способа, который шеф считал удачным. То есть похвала может оказываться не просто неэффективной, но и вредной.

Что использовать вместо похвалы?

Вы можете подумать, что раз нельзя хвалить, то нужно молчать или ворчать. Это не так. Мы можем минимизировать негативное влияние похвалы, и при этом вдохновлять человека на новые свершения. Вот четыре практические рекомендации:

  • Хвалите не людей, а результаты их деятельности.

Если мы воздержимся от оценки самого человека, то разрыв между тем, что он слышит, и тем, что из-за этого начинает думать о себе, будет минимален. Лучше комментировать результаты деятельности или то, что человек делает прямо сейчас, а не черты характера и способности. «Отличная получилась история» предпочтительнее, чем «ты отлично пишешь».

  • Формулируйте похвалу как можно более конкретно.

Мы должны не только рассматривать действия или их результаты в целом, но и уделять внимание конкретным аспектам работы, которые показались нам особенно новаторскими или по какой-то еще причине достойными упоминания. Поэтому лучше сказать даже не «отличная получилась история», а «как здо’ рово ты придумала оставить главного героя в конце истории в некотором замешательстве».

Ваш друг пишет роман? Не хвалите его самого, хвалите сам роман, интересные приемы, которые там использованы
Ваш друг пишет роман? Не хвалите его самого, хвалите сам роман, интересные приемы, которые там использованы. Источник

  • Избегайте пустой похвалы.

Родители или учителя, искренне довольные чем-то, что сделал ребенок, вовсе не должны скрывать восторг и радость. Похвала становится сомнительной, когда однозначно воспринимается не как спонтанное выражение эмоций, а как продуманная стратегия, трюк, подсмотренный в книжке. Когда нас учат, что нужно «подлавливать людей, когда они делают что-то правильно или хорошо» и хвалить их за это, нам навязывают именно такие довольно вредные и искусственные приемы. В результате получается надуманное, а не искреннее одобрение. Один из верных признаков фальшивой похвалы — неприятный «сладкий» голос, с активной модуляцией, который совершенно не похож на тот, которым мы говорим в обычной жизни.

  • Избегайте похвалы, которая порождает конкуренцию.

Ни при каких обстоятельствах не стоит хвалить человека, сравнивая его с другими. Формулировки вроде «ты лучший в этом классе» (или «в этом отделе») должны быть навсегда исключены из нашего лексикона. Исследования однозначно указывают на то, что подобные комментарии подавляют внутреннюю мотивацию. Но есть у них и более опасный, хотя и менее заметный эффект: они заставляют человека, получающего похвалу, смотреть на других как на соперников, а не потенциальных союзников и коллег. Из-за этого человек привыкает думать, что достоин высокой оценки, только если смог обойти всех остальных, а это прямой путь к хронической неуверенности в себе.

Публичная похвала также порождает конкуренцию.

К примеру, учитель в начальной школе говорит всему классу: «Мне очень нравится, как Ванечка сидит ровно и спокойно и готов к работе», и этим объявляет конкурс на звание Самого Послушного и Тихого Ученика. Очевидно, что все, кроме Ванечки, в этот момент чувствуют, что проиграли в состязании. Похвала в такой форме имеет и еще три серьезных недостатка. Во-первых, она вредна для самого Ванечки: его отношения с одноклассниками могут серьезно испортиться, если его объявляют Самым Послушным и Тихим. Во-вторых, ключевое слово в этой похвале — «мне». Самому Ванечке все это никак не помогает понять, что это значит — быть послушным и тихим, он учится лишь угождать учителю.

И последнее: в данном примере учитель хвалит Ванечку для того, чтобы манипулировать поведением остальных учеников. Приводить кого-то в пример совершенно недопустимо, причем независимо от того, предлагаем ли мы при этом поощрение или наказание. Похвала на публике немногим лучше публичной критики. Поэтому оценивать людей нужно исключительно один на один.

По материалам книги «Наказание наградой».
Обложка поста: pixabay.com.

Похожие статьи