в вишлисте
Личная скидка {{ profile.personalDiscount.discount }}%
в корзине
на сумму
До бесплатной доставки
осталось
{{ cartCount + cartEbookCount }}
Корзина
Доставим в город {{ headerCity.name }}
сегодня за  бесплатно от {{ headerCity.estimatesMin }} до {{ headerCity.estimatesMax }}  бесплатно
В город {{ headerCity.name }}
пока не доставляем
Посмотрите
другие города
Город, населенный пункт
{{ city.region }}
Сюда пока не доставляем книги
Кругозор
Экономическая грамотность без формул и графиков
26 июня 2 886 просмотров
Кругозор
Экономическая грамотность без формул и графиков
26 июня 2 886 просмотров

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Многие считают экономику унылой наукой, а экономистов в общепринятом смысле на редкость скучными людьми. Таким имиджем экономисты в значительной степени обязаны своей склонности к туманным письменным формулировкам, использованию непонятных диаграмм и чрезмерной любви к цифрам и вычислениям.

Автор книги «Голая экономика» Чарльз Уилан показывает, что экономику можно объяснить и без заумных графиков, диаграмм и уравнений. Полистаем это доступное и интересное пособие для повышения экономической грамотности.

Искаженные стимулы

Люди — существа сложные: они готовы делать все, что нужно, чтобы добиться для себя наибольшего возможного блага и максимальной выгоды. Иногда бывает легко предсказать, как будут разворачиваться события, а иногда чрезвычайно трудно. Экономисты нередко говорят об «искаженных стимулах» — стимулах, которые непреднамеренно создаются в случае, когда мы стараемся достичь совершенно другого результата.

Рассмотрим пример того, как благие намерения привели к плохому результату из-за того, что не были в полной мере учтены стимулы. Мехико считается одним из самых загрязненных городов в мире; грязный воздух, словно в ловушке удерживаемый над городом окружающими его горами и вулканами, однажды был описан в  New York Times как «серовато-желтый пудинг из загрязняющих веществ».

В 1989  году правительство страны начало реализовывать программу борьбы с загрязнением воздуха, вызываемым в значительной мере выбросами легковых автомобилей и грузовиков. По новому закону, все автомобили раз в неделю на ротационной основе должны были не выезжать на улицы — например, автомобили с определенными номерными знаками не могли выезжать по вторникам. Логика плана была проста: чем меньше автомобилей на дорогах, тем чище воздух.

А что же вышло на самом деле?

Как и следовало ожидать, многие люди были не в восторге от неудобств нововведения. И они отреагировали на него так, как аналитики вполне могли бы предсказать, но не предсказали. Семьи, которые могли позволить себе вторую машину, приобретали ее, и при покупке нового автомобиля не избавлялись от старого; теперь у них был транспорт на все дни недели. Это привело к еще большему загрязнению воздуха, чем было до внедрения правительственной программы, так как доля старых автомобилей на дорогах выросла, а старые машины, как известно, загрязняют воздух сильнее новых. В итоге выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду увеличились. Со временем от программы отказались; вместо нее был введен обязательный тест автотранспорта на вредные выбросы.

Экстерналии

Первым моим автомобилем была Honda Civic. Я любил эту машину, но продал ее, хотя на ней еще можно было ездить и ездить. Почему? По двум причинам: во-первых, в ней не было держателя для стакана; и во-вторых, моя жена ждала ребенка и я начал опасаться, как бы однажды все наше семейство не расплющил какой-нибудь огромный Chevy Suburban. Проблему с подстаканником еще можно было решить, но установка детского кресла в автомобиле, который весит как четверть среднего внедорожника, вряд ли может считаться безопасной.

В итоге мы купили Ford Explorer и стали частью проблемы для людей, которые все еще ездили на Honda Civics.

Мое решение купить Ford Explorer порождает явление, которое экономисты называют экстерналиями (это внешние последствия экономической деятельности); оно возникает, когда частные издержки моего поведения отличаются от социальных издержек. Когда экстерналии велики, у людей появляется стимул делать то, что для них выгодно, за счет других.

Добровольные пожертвования

Любая система добровольных платежей рано или поздно становится жертвой безбилетников. Любители проехаться за чужой счет вполне могут испортить все дело, даже если большинство «респондентов» регулярно делают добровольные выплаты.

Писатель Стивен Кинг однажды попытался провести эксперимент, предложив свой новый роман читателям напрямую, через интернет. План состоял в том, что Кинг будет ежемесячно выкладывать очередную часть романа, для загрузки которой надо будет внести плату в размере одного доллара; все под честное слово.

Писатель предупредил, что новые поступления прекратятся, как только добровольный платеж сделают менее 75 процентов читателей. «Если вы платите, продолжение романа появляется в сети; если нет, все прекращается», — написал он на сайте. Исход был печально предсказуем для экономистов, изучающих такие проблемы. Очень скоро все свернулось. За последнюю предложенную главу заплатили всего 46 процентов читателей; роман «Растение» так и остался неоконченным.

Самое любопытное в экономике то, что, как только вы знакомитесь с ее идеями, они тут же начинают проявляться буквально повсюду. С  этим связан и печальный парадокс базового курса «Экономика 101»: студенты зевают на скучных лекциях, в то время как экономика кипит и бурлит буквально во всем, что происходит вокруг них. Экономическая наука позволяет нам лучше понять такие главные концепции, как богатство, бедность, гендерные отношения, окружающая среда, дискриминация, политика и многие другие. Ну разве может быть все это неинтересно?

Подготовлено по материалам книги «Голая экономика».

Все фотографии поста отсюда.

Рубрика
Кругозор

Похожие статьи