Крис Бейти, основатель литературного марафона National Novel Writing Month, в рамках которого созданы десятки мировых бестселлеров, в легкой и остроумной форме описал все необходимые этапы творческого пути писателя в книге «Литературный марафон»: от импульса и энергии первой недели до важнейших «сюжетных вспышек» и побуждений все бросить на третьей, а также завершения работы на четвертой и продвижение собственной книги в дальнейшем.
Беритесь за перо, теперь у вас есть все необходимое — ваш талант, желание и подробнейший план о том, как написать роман за 30 дней.
Месячное соглашение романиста
Настоящим выражаю намерение написать роман объемом в 50 тысяч слов за один месяц. Понятия «мастерство», «блеск» и «квалификация» надлежит сразу же выбросить в угол, где они будут находиться в забвении, пока дело не дойдет до этапа редактирования. Я — талантливый человек, способный на героические акты творчества, и в течение следующего месяца я дам себе достаточно времени для проявления этих врожденных навыков и не буду предаваться самокритике, сомнениям и другим формам самоуничижения.
Я осознаю свое право скрывать содержание рукописи от читателей, пока не посчитаю ее законченной. Я осознаю свое право как автора существенно преувеличивать как качество своей рукописи, так и тяготы писательского труда, если это поможет привлечь всеобщее внимание и снискать всеобщее уважение, а также освободиться от мелочных тягот повседневной жизни. После успешного достижения поставленной в отношении указанного романа цели я имею право на шумные празднования, продолжительность и интенсивность коих может воспрепятствовать моей трудовой деятельности на несколько дней, если не недель.
Дата _____
Подпись_____
Изобилие несовершенств
Изобилие несовершенств позволяет полностью обойти ограничения. Оно подсказывает, что наилучший способ избавиться от угрожающих, парализующих проблем — это дать себе волю, начать действовать и охотно делать ошибки. В контексте сочинения романов это значит, что нужно снизить планку с уровня «бестселлер» до уровня «чтобы читателей не стошнило».

Да, все это выглядит как рецепт литературной катастрофы. Но когда вы начнете писать, то окажется, что низкая планка ожиданий не всегда означает низкое качество результата. Изобилие несовершенств нельзя считать прямым путем к плохой литературе: это необходимая мысленная перекомпоновка, психологическая уступка, которая позволяет сбросить давление и помогает вынести ту бессмыслицу, которая смазывает колеса гениальности.
Дав себе привилегию быть несовершенным, вы вторгаетесь в царство интуиции и воображения, которое обычно отвергается чересчур критичным умом.
Вдохновляющие истории о лихорадочной работе
Как известно тем, кто постоянно жалуется на отсутствие творчества в жизни, главная проблема — это найти жесткий, несгибаемый дедлайн, что в мире искусства не так-то просто. Есть какая-то горькая ирония в том, что дедлайны так охотно раздают на работе (где они совсем не нужны), но их редко встретишь в общественных мероприятиях, где они совершенно необходимы.
Между кофеином с литературой давние и продуктивные отношения. Среди стремительно написанных книг, с которыми вы, возможно, знакомы, есть «Интервью с вампиром» Энн Райс (пять недель, написана для конкурса), «Когда я умирала» Уильяма Фолкнера (шесть недель), «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона (три дня), «Бойцовский клуб» Чака Паланика (две недели) и первая книга из серии о Перри Мейсоне: автор, Эрл Стэнли Гарднер, продиктовал ее всего за четыре дня (при этом не менее половины времени он продолжал заниматься юридической практикой!)
Заведите волшебный маленький блокнот
Вселенная любит романистов. Во время подготовки к написанию романа и уже работая над текстом, вы с восторгом обнаружите, что мир будет постоянно и в изобилии предоставлять вам материал, который можно украсть для личного пользования, не нарушая ничьих авторских прав.
Ваш блокнот — самый мощный инструмент романиста после кофеварки. Это емкость, которую вы подставляете под потоки щедро изливаемого вселенной материала. — ИсточникРядом с вами в автобусе будет ссориться пара, и вы сможете дословно записать и использовать это в качестве поворотного пункта в любовной жизни персонажей. Друзья расскажут, как к ним на работу по ошибке пришло очень странное электронное письмо, — и это станет основой для новой сюжетной линии. Случайно встретившиеся граффити на стенах, облако в виде енота — природа будет подталкивать в вашем направлении столько подходящего материала — предметов, фраз и героев, что основной проблемой при написании станет не поиск вдохновения, а его обуздание.
Как набросать сюжет
Несмотря на всю таинственность сюжет — это всего лишь движение героя во времени и пространстве вашей книги. Таким образом, если в книге есть герои, то в ней непременно будет и сюжет. Он может оказаться либо едва приметным, либо, напротив, таким закрученным, что читатели из-за невозможности оторваться от чтения начнут врезаться на ходу в деревья. Решение за вами.
Нет сюжета? Это не проблема, поверьте. Он практически наверняка сложится у вас в процессе работы. Казалось бы, страшновато полагаться на авось в отношении схемы романа, но наше воображение лучше всего проявляется в изобретении убедительных персонажей и выдумывании интересных, захватывающих читателей историй. Сосредоточьтесь на создании живых, ярких героев, и сюжет сам собой развернется благодаря их действиям.
Вперед, писатель!
По материалам книги «Литературный марафон».
Фото обложки поста — pinterest.com.P.S. Если хотите раз в 2 недели получать самые интересные статьи из нашего блога, подписывайтесь на рассылку.