Каждую неделю я спрашиваю интересных людей об их взаимоотношениях с книгами. Сегодняшний гость рубрики «Литературные привычки» — Николай Бежко, администратор русскоязычного сообщества для профессионалов творческой индустрии «КриэйтивРаша», креативный директор «Клуба Го и Стратегии».
Что вы сейчас читаете?
Сейчас читаю диалоги Папы Римского и раввина — «О небесном и земном» Хорхе Марио Бергольо и Авраам Скорка. Параллельно начал «The Concept of Nature» Альфреда Уайтхеда, «Тайны Гениев» Михаила Казиника и «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом» Роберта Пёрсига. Заодно перечислю недавно прочитанное: «Трактат об эффективности» Франсуа Жульена, «Смотритель» Виктора Пелевина, комикс «Здесь» Ричарда Макгуайра (да-да, он же в виде книги) и «Загадочное отношение философии и политики» Алена Бадью.
Как и когда вы читаете книги? Существуют ли какие-нибудь лайфхаки по работе с прочитанным?
Электронные книги читаю через Bookmate во время поездок в метро и такси. Во время чтения сохраняю цитаты. Новые для себя слова дополняю заметками со значением и этимологией. Недавно решил постепенно менять привычки: выделять меньше цитат и вспоминать только что прочитанное, мысленно пробежавшись по структуре. В заметки иногда записываю мысли о прочитанном. Бумажные книги читаю в основном дома. Книги малого формата вожу с собой и читаю, если появляется время. Точно так же выделяю цитаты, напротив самого интересного делаю иконографические пометки на полях. Изредка слушаю аудио-книги. Особенно художественную литературу и поэзию в хорошем исполнении. Кстати рекомендую «Евгения Онегина» в исполнении Стивена Фрая, эту аудиокнигу записали мои коллеги.
Предпочитаете электронные или бумажные книги?
Предпочитаю бумагу, так как люблю бывать вне цифрового мира — без мобильных устройств, экранов и уведомлений. Радуюсь искусному оформлению, приятной фактуре, свежим или старинным запахам качественных изданий.
Расскажите о книгах, которые изменили вашу жизнь и повлияли на вас.
Все мы состоим из влияющих на нас книг. Трудно выбрать из этого что-то особенное. Приведу несколько таких, которые я с большой вероятностью перечитаю. «Книга об истине и силе» Лао Цзы в переводе Бронислава Виногродского. Иначе говоря, Дао дэ цзин. Это книга отлично вплелась в мою повседневность. В первую очередь книга об управлении самим собой и о сопутствующем управлении обстоятельствами. Запоминающихся цитат в ней полна коробушка, но передаваемые образы важнее точных слов. Приведу пару:
…стремление постичь состояние отсутствия имен позволяет пребывать в состоянии отсутствия желаний. И отсюда ты можешь видеть, как все появляется в твоем сознании из мельчайших и тончайших единиц восприятия-внимания. Не нужно быть острым и резким ни в каких точках соприкосновения с миром. И как только отмечаешь остроту и резкость, нужно их сглаживать и закруглять.
«Го и восточная бизнес-стратегия» Миура Ясуюки. Автор — игрок в го, директор по маркетингу компании «Japan Airlines» и исполнительный директор сети отелей «Nikko». Эта книга рассказывает о способе восприятия бизнеса и мира через восточную философию древнейшей стратегической игры. И наоборот — объясняет игровые правила с помощью языка предпринимательства и жизни.
В чем же разница между шахматами и Го? Шахматы — игра, направленная на нанесение разрушений, тогда как Го — игра, направленная на раздел рынка и гармоничное сосуществование. … камни Го подобны мужчинам и женщинам и занимают и пространство, и время. <…> Между небом и землей живут люди, взаимодействующие друг с другом. Подобно камням в Го они выставляются на доску при рождении, и общество ожидает от них выполнения определенных ролей. Это и принесение пользы семье, компании, общине, нации и миру. Камень никогда не может пасовать или исчезнуть. Он останется на доске для связи предков и потомков. И действительно, на доске для игры в Го можно увидеть семейную историю по дням, неделям, годам, поколениям, представленную 180 жизнями, которые продолжают занимать свои позиции. <…> Все камни для Го, числом 360, одинаковы по размеру и форме, хотя и различаются по цвету. Функционально каждый камень для Го способен работать, проявлять себя и служить с одинаковой силой. Духовно они все живут, умирают и имеют одинаковую ценность в обществе. В своем полностью равноправном обществе камни для Го ведут жизнь в стиле gemeinschaft: их судьба — жить, работать и процветать не как независимые специалисты, из которых состоит общество gesellschaft, а как сотрудничающие универсалы, разделяющие одинаковую систему ценностей и судьбу. Вместо разработки красноречивой декларации независимости они избирают молчаливую декларацию взаимозависимости.
«Дизайн для реального мира» Виктора Папанека. Прекрасная книга, которую следует прочесть тому, кто называет себя дизайнером. А также всем, кто неравнодушен к человеческой деятельности и нашем влиянии на окружающую среду.
Почти пятнадцать лет назад я обнаружил финское слово, относящееся к Средним векам. Слово настолько редкое, что некоторые финны даже никогда не слышали его. Это слово, kymmenykset, означает то же самое, что средневековое церковное слово «десятина». Десятина — это подать; крестьянин откладывал десять процентов своего урожая для бедных, богатый в конце года давал десять процентов своего дохода на прокорм нуждающихся. Нам, дизайнерам, необязательно платить деньги в форме kymmenykset или десятины. Будучи дизайнерами, мы можем платить, отдавая десять процентов нашего урожая идей и талантов семидесяти пяти процентам человечества, живущим в нужде. С тех пор меня радовало, что год за годом дизайнеры из многих стран принимали и практиковали этот обычая «социальной десятины». Всегда найдутся люди, отдающие все свое время дизайну для человечества. Большинство из нас на это неспособны, но, я думаю, даже самые преуспевающие дизайнеры могут позволить себе отдавать десятую часть своего времени. Неважно, какова конкретная ситуация: четыре часа из сорока, один рабочий день из десяти или, в идеале, каждый десятый год, который можно как жертвоприношение отводить на дизайн для многих, вместо дизайна для денег. <…> Дизайнер, в действительности часто способен в своей работе сыграть большую роль, чем он сам обычно думает, а высокое качество, новые концепции и понимание пределов массового производства могут определить основы дизайна для большинства людей в мире, а не для сравнительно небольшого рынка внутри страны. Дизайн для человеческих потребностей, а не для желаний или искусственно созданных желаний — единственно перспективное направление сегодня. <…> Если дизайн экологически целесообразен, он также является новаторским. Все системы — частнокапиталистическая, государственная социалистическая и смешанная экономика — построены на той предпосылке, что мы должны больше покупать, больше потреблять, больше расходовать, больше выбрасывать. Чтобы быть экологически целесообразным, дизайн не должен заботиться о валовом национальном продукте (как бы внушителен он ни был). Снова и снова подчеркну, что дизайнер так же участвует в процессе загрязнения окружающей среды, как и все прочиее. Резкое увеличение количества отходов и связанное с этим повышение токсичных выбросов, кислотных дождей и содержания ядов в грунтовых водах страшнее, чем демографический взрыв. Профессор Э. Рой Тинней, директор Центра исследований по водоснабжению штата Вашингтон, заметил: «У нас не кончилась вода. У нас просто кончились новые, еще не загрязненные реки».
«Рождественские лекции» Ефима Островского. Напоследок приведу отрывок из эскиза книги Ефима Викторовича Островского. Мне посчастливилось прочитать препринт, но лекции можно найти в сети.
Надеюсь, скоро мода на то, чтобы любить платить, станет шириться и разрастаться. Ибо когда мы начинаем относиться к какому-то пространству как к своей среде — среде своего обитания, — то принимаемся ее обустраивать. И с радостью и наслаждением тратим на это немалые деньги. Есть, конечно, маньяки, и тут льющие горькие слезы, но большая часть встречаемых мною людей все-таки умеет наслаждаться процессом оплаты таких приятных вещей. Думаю, что Русский мир ждет — не дождется момента, когда населяющие его особи, надевающие на себя новую парадигму и превращающиеся в новое поколение — начиная жить, вместо того чтобы существовать, наконец поймут, что любовь платить — глубинно укрыта в христианской, европейской цивилизации. Всегда спрашивайте цену и платите! Ибо неизвестно, сколько потом с вас за это возьмут, если не в этом мире, то в том. Любить платить собой. Своей жизнью. Судьбой. А порой (даже часто) — своими деньгами. За то, чтобы сплести из временно исполняющего обязанности страны пространства новый узор, новое плетение, которое в сегодняшнем мировом раскладе имеет все шансы оказаться значимым, новым субъектом мира. Ощутить себя людьми, владеющими страной. А через страну — миром. На какую-то долю ощутить себя участниками человеческого сообщества. Взять на себя это партнерство. И оплатить его.
Есть ли история или интересный факт, связанный с книгами и полученными из них знаниями?
Конечно, есть. Факт в том, что все идеи давно описаны в книгах. История лишь сочетает их по-новому.
Чьи литературные привычки вам были бы интересны?
Было бы интересно посмотреть на общую картину литературных привычек людей всего мира. Впрочем, упростим задачу. Хочется узнать новое от коллег и друзей — Дмитрия Безуглова, Дмитрия Неяглова и Георгия Яковлева.