Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Литературные привычки: Николай Бежко
9 декабря 2015 8 441 просмотр

Сергей Капличный
Сергей Капличный

Каждую неделю я спрашиваю интересных людей об их взаимоотношениях с книгами. Сегодняшний гость рубрики «Литературные привычки» — Николай Бежко, администратор русскоязычного сообщества для профессионалов творческой индустрии «КриэйтивРаша», креативный директор «Клуба Го и Стратегии».

Что вы сейчас читаете?

Сейчас читаю диалоги Папы Римского и раввина — «О небесном и земном» Хорхе Марио Бергольо и Авраам Скорка. Параллельно начал «The Concept of Nature» Альфреда Уайтхеда, «Тайны Гениев» Михаила Казиника и «Дзэн и искусство ухода за мотоциклом» Роберта Пёрсига. Заодно перечислю недавно прочитанное: «Трактат об эффективности» Франсуа Жульена, «Смотритель» Виктора Пелевина, комикс «Здесь» Ричарда Макгуайра (да-да, он же в виде книги) и «Загадочное отношение философии и политики» Алена Бадью.

Николай Бежко, администратор сообщества профессионалов творческой индустрии «Криэйтив Раша».

Николай Бежко, администратор сообщества профессионалов творческой индустрии «КриэйтивРаша».

Как и когда вы читаете книги? Существуют ли какие-нибудь лайфхаки по работе с прочитанным?

Электронные книги читаю через Bookmate во время поездок в метро и такси. Во время чтения сохраняю цитаты. Новые для себя слова дополняю заметками со значением и этимологией. Недавно решил постепенно менять привычки: выделять меньше цитат и вспоминать только что прочитанное, мысленно пробежавшись по структуре. В заметки иногда записываю мысли о прочитанном. Бумажные книги читаю в основном дома. Книги малого формата вожу с собой и читаю, если появляется время. Точно так же выделяю цитаты, напротив самого интересного делаю иконографические пометки на полях. Изредка слушаю аудио-книги. Особенно художественную литературу и поэзию в хорошем исполнении. Кстати рекомендую «Евгения Онегина» в исполнении Стивена Фрая, эту аудиокнигу записали мои коллеги.

Предпочитаете электронные или бумажные книги?

Предпочитаю бумагу, так как люблю бывать вне цифрового мира — без мобильных устройств, экранов и уведомлений. Радуюсь искусному оформлению, приятной фактуре, свежим или старинным запахам качественных изданий.

Расскажите о книгах, которые изменили вашу жизнь и повлияли на вас.

Все мы состоим из влияющих на нас книг. Трудно выбрать из этого что-то особенное. Приведу несколько таких, которые я с большой вероятностью перечитаю. «Книга об истине и силе» Лао Цзы в переводе Бронислава Виногродского. Иначе говоря, Дао дэ цзин. Это книга отлично вплелась в мою повседневность. В первую очередь книга об управлении самим собой и о сопутствующем управлении обстоятельствами. Запоминающихся цитат в ней полна коробушка, но передаваемые образы важнее точных слов. Приведу пару:

…стремление постичь состояние отсутствия имен позволяет пребывать в состоянии отсутствия желаний. И отсюда ты можешь видеть, как все появляется в твоем сознании из мельчайших и тончайших единиц восприятия-внимания. Не нужно быть острым и резким ни в каких точках соприкосновения с миром. И как только отмечаешь остроту и резкость, нужно их сглаживать и закруглять.

«Го и восточная бизнес-стратегия» Миура Ясуюки. Автор — игрок в го, директор по маркетингу компании «Japan Airlines» и исполнительный директор сети отелей «Nikko». Эта книга рассказывает о способе восприятия бизнеса и мира через восточную философию древнейшей стратегической игры. И наоборот — объясняет игровые правила с помощью языка предпринимательства и жизни.

В чем же разница между шахматами и Го? Шахматы — игра, направленная на нанесение разрушений, тогда как Го — игра, направленная на раздел рынка и гармоничное сосуществование. … камни Го подобны мужчинам и женщинам и занимают и пространство, и время. <…> Между небом и землей живут люди, взаимодействующие друг с другом. Подобно камням в Го они выставляются на доску при рождении, и общество ожидает от них выполнения определенных ролей. Это и принесение пользы семье, компании, общине, нации и миру. Камень никогда не может пасовать или исчезнуть. Он останется на доске для связи предков и потомков. И действительно, на доске для игры в Го можно увидеть семейную историю по дням, неделям, годам, поколениям, представленную 180 жизнями, которые продолжают занимать свои позиции. <…> Все камни для Го, числом 360, одинаковы по размеру и форме, хотя и различаются по цвету. Функционально каждый камень для Го способен работать, проявлять себя и служить с одинаковой силой. Духовно они все живут, умирают и имеют одинаковую ценность в обществе. В своем полностью равноправном обществе камни для Го ведут жизнь в стиле gemeinschaft: их судьба — жить, работать и процветать не как независимые специалисты, из которых состоит общество gesellschaft, а как сотрудничающие универсалы, разделяющие одинаковую систему ценностей и судьбу. Вместо разработки красноречивой декларации независимости они избирают молчаливую декларацию взаимозависимости.

«Дизайн для реального мира» Виктора Папанека. Прекрасная книга, которую следует прочесть тому, кто называет себя дизайнером. А также всем, кто неравнодушен к человеческой деятельности и нашем влиянии на окружающую среду.

Почти пятнадцать лет назад я обнаружил финское слово, относящееся к Средним векам. Слово настолько редкое, что некоторые финны даже никогда не слышали его. Это слово, kymmenykset, означает то же самое, что средневековое церковное слово «десятина». Десятина — это подать; крестьянин откладывал десять процентов своего урожая для бедных, богатый в конце года давал десять процентов своего дохода на прокорм нуждающихся. Нам, дизайнерам, необязательно платить деньги в форме kymmenykset или десятины. Будучи дизайнерами, мы можем платить, отдавая десять процентов нашего урожая идей и талантов семидесяти пяти процентам человечества, живущим в нужде. С тех пор меня радовало, что год за годом дизайнеры из многих стран принимали и практиковали этот обычая «социальной десятины». Всегда найдутся люди, отдающие все свое время дизайну для человечества. Большинство из нас на это неспособны, но, я думаю, даже самые преуспевающие дизайнеры могут позволить себе отдавать десятую часть своего времени. Неважно, какова конкретная ситуация: четыре часа из сорока, один рабочий день из десяти или, в идеале, каждый десятый год, который можно как жертвоприношение отводить на дизайн для многих, вместо дизайна для денег. <…> Дизайнер, в действительности часто способен в своей работе сыграть большую роль, чем он сам обычно думает, а высокое качество, новые концепции и понимание пределов массового производства могут определить основы дизайна для большинства людей в мире, а не для сравнительно небольшого рынка внутри страны. Дизайн для человеческих потребностей, а не для желаний или искусственно созданных желаний — единственно перспективное направление сегодня. <…> Если дизайн экологически целесообразен, он также является новаторским. Все системы — частнокапиталистическая, государственная социалистическая и смешанная экономика — построены на той предпосылке, что мы должны больше покупать, больше потреблять, больше расходовать, больше выбрасывать. Чтобы быть экологически целесообразным, дизайн не должен заботиться о валовом национальном продукте (как бы внушителен он ни был). Снова и снова подчеркну, что дизайнер так же участвует в процессе загрязнения окружающей среды, как и все прочиее. Резкое увеличение количества отходов и связанное с этим повышение токсичных выбросов, кислотных дождей и содержания ядов в грунтовых водах страшнее, чем демографический взрыв. Профессор Э. Рой Тинней, директор Центра исследований по водоснабжению штата Вашингтон, заметил: «У нас не кончилась вода. У нас просто кончились новые, еще не загрязненные реки».

«Рождественские лекции» Ефима Островского. Напоследок приведу отрывок из эскиза книги Ефима Викторовича Островского. Мне посчастливилось прочитать препринт, но лекции можно найти в сети.

Надеюсь, скоро мода на то, чтобы любить платить, станет шириться и разрастаться. Ибо когда мы начинаем относиться к какому-то пространству как к своей среде — среде своего обитания, — то принимаемся ее обустраивать. И с радостью и наслаждением тратим на это немалые деньги. Есть, конечно, маньяки, и тут льющие горькие слезы, но большая часть встречаемых мною людей все-таки умеет наслаждаться процессом оплаты таких приятных вещей. Думаю, что Русский мир ждет — не дождется момента, когда населяющие его особи, надевающие на себя новую парадигму и превращающиеся в новое поколение — начиная жить, вместо того чтобы существовать, наконец поймут, что любовь платить — глубинно укрыта в христианской, европейской цивилизации. Всегда спрашивайте цену и платите! Ибо неизвестно, сколько потом с вас за это возьмут, если не в этом мире, то в том. Любить платить собой. Своей жизнью. Судьбой. А порой (даже часто) — своими деньгами. За то, чтобы сплести из временно исполняющего обязанности страны пространства новый узор, новое плетение, которое в сегодняшнем мировом раскладе имеет все шансы оказаться значимым, новым субъектом мира. Ощутить себя людьми, владеющими страной. А через страну — миром. На какую-то долю ощутить себя участниками человеческого сообщества. Взять на себя это партнерство. И оплатить его.

Есть ли история или интересный факт, связанный с книгами и полученными из них знаниями?

Конечно, есть. Факт в том, что все идеи давно описаны в книгах. История лишь сочетает их по-новому.

Чьи литературные привычки вам были бы интересны?

Было бы интересно посмотреть на общую картину литературных привычек людей всего мира. Впрочем, упростим задачу. Хочется узнать новое от коллег и друзей — Дмитрия Безуглова, Дмитрия Неяглова и Георгия Яковлева.

Похожие статьи