«Разве я творческий? Я не могу даже прямую линию провести!», «Мне никогда не хватит мужества, чтобы танцевать». Возможно, вы писатель, которого пугает изобразительное искусство, или художник, считающий, что не способен танцевать.
Натали Роджерс, дочь самого влиятельного американского психотерапевта, Карла Роджерса, в своей книге «Творческая связь» объясняет, почему такие мысли возникают у многих и откуда берется страх творчества. Начнем с рассказа о секретном саде — месте, где живет наше подлинное «я».
Секретный сад
В каждом из нас есть секретный сад — место, где живет наше подлинное я. Это может быть сад, полный роз, усеянных шипами, или сад экзотических дикорастущих цветов. Возможно, там можно увидеть гнилые пни, покрытые плесенью, и ядовитые грибы.
Чувства — источник творческой экспрессии. Мы можем направить их в русло визуального искусства, движения, звука или письма, высво- бождая и преобразуя таким образом. И гнилые, заплесневелые пни, и яркие дикорастущие цветы могут воплотиться в наполненных смыслом произведениях искусства. Некоторые люди посещают свой секретный сад, пространство своего внутреннего существования неохотно. Кто-то путешествует в своих скрытых пространствах сам и не склонен допускать в него друзей и близких.
Чтобы проникнуть на территорию этого сада, нам необходимо соблюсти четыре условия.
Внутренние и внешние условия для раскрытия творчества
Процесс раскрытия творчества предполагает наличие как внешних, так и внутренних условий, требующих внимания. Карл Роджерс обозначил внутренние условия как открытость опыту и внутренний локус оценивания. Внешние условия он обозначил как психологическую безопасность и психологическую свободу.
Открытость опыту — это отсутствие защит и способность переживать экзистенциальный момент таким, каков он есть, без предвзятости. Такая позиция делает упор на открытости новым идеям и мнениям, а также на терпимости к неопределенности. Для художника быть открытым переживаниям означает видеть гору, покрытую лесом, лиловой; для супругов это может быть умение распознать нежность за угрюмой внешностью и желание подчинить своей воле за сладкой болтовней. Чтобы развить способность к творчеству, необходимо быть открытыми опыту, как он есть, а не смотреть на мир через фильтры.
Когда человек способен слышать отклики других, но не слишком озабочен их реакциями, у него развит внутренний локус оценивания. Поскольку у большинства людей есть сильная потребность в одобрении, им сложно по-настоящему понять, что самооценка более важна, чем оценка окружающих. Умение тонко чувствовать свои таланты и способности сопровождает развитие чувства самоуважения. Способность честно оценивать себя освобождает вас от потребности в постоянных восхвалениях другими.
Психологически безопасна та среда, в которой вы ощущаете свободу исследовать разные чувства, отклики и мысли, — это главное условие способности человека к творчеству. Такая среда обеспечивается принятием, эмпатией и помощью без осуждения. Что значит принимать индивида в его безусловной ценности ? Это значит выражать свою веру в то, что он ценен независимо от поведения, которое демонстрирует сейчас, и произносимых им слов.
Обсуждая психологическую свободу как внешнее условие творчества, Карл Роджерс говорит: «Предоставление индивиду учителем, родителем, терапевтом или другим фасилитирующим человеком полной свободы символического самовыражения способствует творчеству. Это позволение дает полную свободу думать, чувствовать, быть самому сокровенному, что у него есть».
Откуда берется страх творчества
Многие из нас думают о художниках как о ком-то особенном, о «тех других талантливых, творческих людях». Но когда мы сами были детьми, то говорили на этом же языке. Мы брали кисть, опускали ее в банку с краской, размазывали краску на большом листе бумаги и получали от этого удовольствие! «Смотри, мама, ДЕРЕВО!»
Мы не тревожились о том, понравится ли это кому-либо, или о том, видит ли мама в этом дерево. Мы были счастливы выразить себя. Это было просто здорово. Мы чувствовали свободу экспериментирования с цветом, брызгами, точками и линиями. Мы исследовали и учились одновременно. Затем в какой-то момент все менялось. Нам становилось небезразлично не просто то, видят ли окружающие так же, как мы, но и нравится ли им наше произведение.
Принятие себя
Все люди нуждаются в любви и признании. Однако ключ, открывающий источник нашей творческой энергии, лежит в глубочайшем принятии самих себя. Чтобы полностью раскрыть свои творческие способности, необходимо победить жесткого внутреннего критика и научиться самоодобрению.
Творчество — это энергия жизненной силы, которая течет словно река сквозь каждого из нас. Экспрессивные искусства предлагают способ сохранять свободное течение реки.
Некоторые техники экспрессивных искусств описаны в этих статьях:
- Станцевать рисунок, нарисовать танец или что такое Творческая связь
- Исцеляющая сила экспрессивных искусств
По материалам книги «Творческая связь».
Фото обложки поста — pinterest.com.
P.S.: Каждый день в нашем блоге появляется 2-4 новых поста. Для человека, у которого и своих идей в голове море, это может быть много. Чтобы раз в две недели получать лучшие материалы, подписывайтесь на нашу новую рассылку.