Каждую неделю я спрашиваю интересных людей об их взаимоотношениях с книгами. Сегодняшний гость рубрики «Литературные привычки» — Виктория Чердакова, коуч, генеральный директор кадрового агенства «Ваш статус».
Что вы сейчас читаете?
Как-то получается, что новые книги я читаю только по профессии. А для взросления души — с наслаждением перечитываю классику. Вот сейчас в самолет с собой взяла Сервантеса «Дон Кихота». Необыкновенно умный, ироничный язык и необыкновенное понимание характеров людей! Прошлый раз я его брала с собой из Москвы в Хабаровск. Получать удовольствие самой трудно, хочется его разделить. За 8 часов лету я хватала за руки соседей по креслу, с хохотом цитируя так, что меня зашикали даже со стюардессой. Пришлось извиняться.
Любовь к классике у меня от бабушки — директора школы и очень образованной женщины. Она была истинной коммунисткой, и единственная роскошь в нашем доме — были книги. Бабка их покупала, так сказать, используя служебное положение в эпоху дефицита. И среди спартанской обстановки в квартире были 2 книжных шкафа и 28 полок, уставленных одна на одну, и несдвигаемые под собственной тяжестью.
В школе наша система образования привила стойкую ненависть к русской литературе не только мне. Насаждая «правильную» идеологию и мысли. Я тогда принципиально читала Драйзера от корки до корки, Гюго, Мопассана, Марка Твена и Джека Лондона. Когда закончились все тома «Саги о форсайтах» Голсуорси — я была огорчена. Хотя смогла включиться в него только с третьей попытки к 17 годам.
Потом жизненные обстоятельства клюнули меня в одно место, и я начала разбирать свой мусор в голове. Примерно в 30 лет «вдруг» прочла Евгения Онегина — и удивилась: как я не видела ЭТОГО в школе? Почему ЭТО прошло мимо меня? Я начала перечитывать все наше и поняла, что эпитет «столпы» и «гиганты» в адрес Толстого и Достоевского (хотя болезненность последнего мне не очень нравится — больше люблю Чехова) — это не банальный штамп. Это весьма скромная оценка их понимания человеческой природы. Рассказ же советского, и не первой величины писателя, Паустовского «Старый повар» — до сих пор, через десятки прочтений, в том числе своей дочери, не могу читать без слез. Как когда-то мне его читала моя бабушка. Не читали? Прочтите.
Как и когда вы читаете книги? Существуют ли какие-нибудь лайфхаки по работе с прочитанным?
Художественную литературу по страничке на ночь. Как конфетку смакую. Или в самолетах. Профессиональную — добросовестно конспектирую и перерабатываю в выделенное рабочее время. Выписываю отдельные цитаты и развешиваю везде по дому и работе. Так все выписанное становится уже частью моей жизни и начинает управлять мною уже как бы само. Многократно читаю десятилетиями одни и те же книги, и по своему пониманию их в данный момент отмечаю собственные изменения. Этот прием в практику я внедрила по совету моего учителя Михаила Литвака, книги которого в первую очередь так и читала. Второй любимый такой автор — Эрих Фромм со своим «Искусством любить». 15-й год перечитываю.
Предпочитаете электронные или бумажные книги?
Наверное все же бумажные. Из-за консервативности в привычках. Хотя можно и перестроиться.
Расскажите о 3 книгах, которые изменили вашу жизнь и повлияли на вас.
Мою жизнь кардинально изменили книги Литвака:
«Если хочешь быть счастливым»
«Как узнать и изменить свою судьбу»
«Психологический вампиризм»
«Командовать или подчиняться»
«Неврозы»
Есть ли история или интересный факт, связанный с книгами и полученными из них знаниями?
Сначала коренным образом изменила мою жизнь фраза самого Михаила Литвака, услышанная от него лично. В ответ на мои рыдания по поводу своей «жизненной трагедии», которые я устроила ему на личной консультации, он со смехом сказал: «Знаешь чем отличается комедия от трагедии? Комедия — это у соседа. А трагедия — это тоже самое. Только у тебя самой. Чего ноешь? Молодая, здоровая, красивая. Закрой рот — иди работай!». Я очень удивилась такой реакции на мой рассказ, после которого до сих пор слышала только сочувствие. От удивления скупила все его книги. А их было тогда четыре. И когда начала читать их взахлеб, то у меня был просто шок: «Кааа-ааа-аак так может быть????? Ведь я думала что у моей мамы просто судьба несчастная! У моей бабушки тоже. У моих теток и всех родственников — куча способностей — и такие трагедии!!! а ведь оказывается все эти жизненные обстоятельства — закономерность! И если знать эти законы, то в них можно не попадать!!!» И больше всего меня в его книгах сразили цифры: сколько человек вляпалось в эту «судьбу». Сколько после вляпывания действовали рекомендованными методами. И сколько из них выкарабкались. Появилась надежда – и я смогу! После того как я поделилась с автором впечатлениями именно от цифр, он решил отдельной книгой выпустить «Неврозы» для широкой публики. Тогда как до этого считал ее достоянием узких профессионалов.
И восемнадцатый год такая вот удивленная, читаю книги Михаила Литвака и вышла из этой «судьбы». И горжусь тем, что уже не только читаю, но и могу с ним сотрудничать. В соавторстве с ним вышли несколько совместных со мною книг и готовятся новые. Михаил Ефимович очень плодовитый автор. Но книгу, которую я рекомендовала бы другим для начала – «Если хочешь быть счастливым».
Чьи литературные привычки вам были бы интересны?
Если из современников, то наверное Андрея Кончаловского, которого считаю не только глубоким человеком, но и очень любящим свой народ. И конечно нашего президента. Наверное на такой должности возможности читать небольшие — но когда-то какие-то книги повлияли на его установки.
Если из тех кто умер — Ницше. Он видел мир чисто.