Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Интересное
Как цифры отражают жизнь и жизнь отражает цифры
3 августа 2015 8 052 просмотра

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Если цифры, функции и геометрические фигуры всегда казались вам чем-то скучным и далеким от реальности, то пришло время удивляться. Математика всюду. Она  не только помогает лучше понять жизнь, но и дарит огромное интеллектуальное удовольствие. Автор книги «Красота в квадрате» Алекс Беллос погрузит вас в безумно интересный мир чисел и даст пищу для размышлений. Итак, вы готовы взбодрить мозги?

Предостережение человечеству

Профессор физики Альберт Бартлетт выступает со своей знаменитой лекцией «Арифметика, население и энергия» с 1969 года. Каждый раз он начинает ее с того, что не предвещающим ничего хорошего тоном заявляет: «Величайший недостаток рода человеческого состоит в его неспособности понять суть экспоненциального роста».

Экспоненциальный рост имеет место в случае, если какая-то величина постоянно увеличивается пропорционально ее значению, например путем удвоения: 1, 2, 4, 8, 16, 32, 64…

Когда величина растет по экспоненциальному закону, то чем больше она становится, тем быстрее увеличивается, поэтому всего после нескольких шагов она может достичь ошеломляющего значения.

ддэ

Иллюстрация из книги.

Представьте бутылку с бактериями, численность которых увеличивается в два раза каждую минуту. В 11:00 в бутылке находится одна бактерия, а к 12:00 бутылка будет полностью заполнена бактериями. «Если бы вы были обычной бактерией, живущей в этой бутылке, — спрашивает Бартлетт, — в какой момент времени вы поняли бы, что свободного пространства вот-вот не останется?» Поразительно, но в 11:55 бутылка кажется почти пустой: она заполнена всего на 3 процента.

дд

Альберт Бартлетт, — источник.

Бутылка Бартлетта — это предостережение жителям Земли. Если население планеты будет увеличиваться по экспоненте, свободного места на ней не останется гораздо быстрее, чем кажется.

Как выбрать жену: теория «оптимальной остановки»

В 1611 году астроном Иоганн Кеплер решил найти себе жену. Процесс начался не очень удачно: он отверг первых трех кандидаток. Кеплер взял бы в жены четвертую, если бы не увидел пятую, которая казалась «скромной, бережливой и способной полюбить приемных детей». Но ученый вел себя настолько нерешительно, что встретился еще с несколькими женщинами, которые не заинтересовали его. Потом он все-таки женился на пятой кандидатке.

кеплер

Иоганн Кеплер, — источник.

По математической теории «оптимальной остановки», чтобы сделать выбор, необходимо рассмотреть и отвергнуть 36,8 процента возможных вариантов. А затем остановиться на первом, который окажется лучше всех отвергнутых.

У Кеплера было 11 свиданий. Но он мог встретиться с четырьмя женщинами, а затем сделать предложение первой из оставшихся кандидаток, которая понравилась ему больше тех, кого он уже видел. Другими словами, он сразу выбрал бы пятую женщину и избавил себя от шести неудачных встреч. Теория «оптимальной остановки» применима и в других сферах: медицине, энергетике, зоологии, экономике и т.д.

Математика и несправедливость

В начале ХХ века экономист Вильфредо Парето заявил, что распределение богатства среди населения подчиняется обратно пропорциональной зависимости. Самый богатый человек страны существенно богаче второго наиболее состоятельного человека, а тот, в свою очередь, намного богаче (хотя и чуть меньше, чем в предыдущем случае) третьего наиболее состоятельного человека и т. д.

В общем, в руках крохотного процента населения сосредоточена основная часть капитала. Парето вывел этот закон на основании данных из многих стран. В 1906 году Парето написал, что в Италии около 20 процентов людей владеют 80 процентами земли. Меткое замечание ученого вошло в массовую культуру как «принцип Парето», или закон 80/20.

бб

Согласно «принципу Парето», отражающему несправедливость жизни, 20 процентов причин порождает 80 процентов следствий, — источник.

По мнению Ричарда Коха, автора книги о законе Парето, 20 процентов сотрудников обеспечивают 80 процентов результата; 20 процентов покупателей приносят 80 процентов прибыли; 80 процентов счастья мы испытываем за 20 процентов времени. Ричард Кох пишет, что закон 80/20 — это ключ к управлению своей жизнью.

Цифротерапия

Опрос показал, что многие люди испытывают сильную эмоциональную привязанность к определенным числам. Причины выбора «любимчиков» разные: число 2 — потому что у респондента сделан пирсинг в двух местах; число 6 — потому что шестой в любимых альбомах респондента всегда оказывается самая лучшая песня и т.д.

У героя сериала «Теория Большого взрыва» Шелдона Купера тоже есть любимое число. По его мнению, 73 — «Чак Норрис чисел», потому что это двадцать первое простое число, а его зеркальное отображение 37 — двенадцатое простое число.

шелли

Актер Джим Парсонс в роли Шелдона Купера, — источник.

Числа действительно способны поднимать настроение. Хотите вернуть себе душевную гармонию? Считайте перед сном не до ста, а до любимого числа.

Как цифры влияют на наши покупки

The Semiotic Alliance — одно из ведущих агентств, занимающихся семиотикой рекламы и брендинга. Его основатель Грег Роуленд консультирует корпорации по вопросам символики их брендов, которая включает также ассоциации с числами. Например, число десять усиливает веру потребителей в антивозрастной крем Oxy 10. Как говорит Грег, «десять — это баланс, безопасность, возврат к норме».

Оказывается, числа, которые делятся без остатка, более привлекательны для потребителей по сравнению с неделимыми числами. Во время одного эксперимента бренд шампуня против перхоти вызывал у потребителей больше симпатий, если он назывался Zinc 24, а не Zinc 31.

линзы

Какой пакет контактных линз кажется вам более привлекательным? Иллюстрация из книги.

Это объяснялось тем, что респонденты знакомы с числом 24 еще со школьных времен по таблице умножения: 3 × 8 = 24 и 4 × 6 = 24. А вот простого числа 31 в таблице умножения нет. И поскольку число 24 привычнее, у нас и появляется ощущение, что оно нам больше нравится.

Способность математики удивлять сделала ее самой занимательной из всех интеллектуальных дисциплин. Она действительно захватывает и помогает понять, как устроен мир. Окунитесь с головой во Вселенную цифр — не пожалеете.

 

По материалам книги «Красота в квадрате».

P.S.: Хотите читать лучшие отрывки из наших новинок? Подписывайтесь на рассылку МИФ. Кругозор.

Рубрика
Интересное
Похожие статьи