Выходные — время, которое стоит посвятить любимому хобби. Если вы любите рисовать — рисуйте! Вот несколько уроков, которые вам помогут.
Урок 1. Композиция
Как только вы нанесли первый штрих на чистый лист, вы начинаете построение композиции в пределах пространства рисунка.
Рисунок может иметь замкнутую (тектоническую) или открытую (атектоническую) композицию. Начнем с открытой. Вы можете рассматривать лист как открытое пространство и создавать композицию, которая будет казаться бесконечной, пренебрегающей границами листа или каким-то образом растворяющей их. Такая композиция называется атектонической.
Или вы можете принять края листа в качестве жестких рамок, строго ограничивающих композицию (тектоническую). Изображение удерживается внутри такой замкнутой композиции. Часто при замкнутой композиции элементы идут параллельно границам листа. Внутренние элементы взаимодействуют с краями, но действие не выходит за них.
Упражнение:
Сделайте две зарисовки вращающегося столба, похожего на торнадо. В одном используйте замкнутую композицию — нарисуйте торнадо параллельно вер- тикальным краям листа, и пусть стихия остается в пределах границ. В другом создайте открытую композицию, нарисовав его так, чтобы казалось, что торна- до пытается выйти за пределы листа.
Урок 2. Правило третей
Правило третей — это часто используемая художниками, фотографами и дизайнерами техника построения композиции. Она основана на применении асимметрии для создания зрительного интереса и баланса.
На практике главная цель правила третей — уберечь художника от расположения фокусной точки в центре композиции или от такого распре- деления объектов на листе, при котором композиция делилась бы изображаемыми объектами пополам. Обычно это приводит к дроблению композиции, а не к созданию фокусной точки.
Вот как это работает: сетка, разбивающая лист на девять секторов, помогает вам расположить фокусную точку или главные графические элементы композиции вдоль линий решетки или на их пересечении. Фокусная точка располагается в месте пересечения одной пары линий и уравновешивается второстепенными объектами на противоположном пересечении. Горизонтальные линии решетки также могут представлять линию горизонта в пейзаже.
Урок 3. Планы
С плоскостью изображения можно поработать так, чтобы была создана иллюзия пространственной глубины. Плоскость разделяется на три основных плана:
• Передний (ближний) — часть композиции, которая находится ближе всего к зрителю.
• Средний — промежуточная позиция между передним и задним планом.
• Задний (дальний) — то, что находится вдали или лежит позади самых важных элементов композиции рисунка.
Для того чтобы создать иллюзию трехмерного пространства, элементы рисунка, расположенные на переднем плане, должны быть больше и ярче, могут быть более контрастными и тщательнее проработанными, чем объекты среднего и заднего планов. Эта графическая иллюзия на двухмерном пространстве имитирует способ восприятия в реальном мире: чем дальше объекты находятся от нас, тем меньше и темнее они выглядят, и наконец, совсем растворяются вдали.
Урок 4. Прикидка
Для определения относительных высоты и ширины, а также углов изображаемого предмета вы можете пользоваться таким приемом, как прикидка. Используйте карандаш в качестве измерительного инструмента для сравнения относительных размеров.
Закройте один глаз. Держите карандаш в вытянутой руке. Совместите кончик карандаша с верхушкой объекта, а большой палец используйте для определения другого его конца. Не меняя расположения пальцев, переведите карандаш на другой объект натюрморта или пейзажа и сравните размеры. Чтобы определить угол наклона, используйте тот же метод. Закройте один глаз, возьмите карандаш и вытяните руку. Поворачивайте карандаш так, чтобы выровнять его с углом, под которым расположен объект. Сравните его с другими углами или прямыми гранями. Перенесите на свой рисунок.
Упражнение:
Расположите несколько предметов из вашей кухни или кабинета на столе так, чтобы некоторые из них перекрывали друг друга. Обратите внимание на относительную высоту каждого и на то, как именно они расположены относительно друг друга.
Выгляните в окно. Внимательно изучите перекрывающиеся объекты. Есть ли на улице дерево, которое стоит перед машиной? Если да, каково их визуальное соотношение? Насколько один объект выше другого?
Изобразите, как один объект перекрывает другой. Создали ли вы иллюзию пространственной глубины?
Урок 5. Человеческая фигура
Рисуете ли вы человеческую фигуру с натуры или «из головы», понимание базовых пропорций чрезвычайно поможет вам в этом. Если вы разделите фигуру среднестатистического человека (не очень низкого и не очень высокого) на горизонтальные секции размером с человеческую голову, то разделение получилось бы такое:
1 = голова
3 головы = туловище
4 головы = ноги и ступни
Уделите внимание:
• Визуальной прикидке — сопоставлению расстояний между формами.
• Изучению негативных пространств между фигурой и фоном или окружающими объектами.
• Определению размеров одних элементов фигуры относительно других и всего тела. • Масштабному уменьшению наблюдаемых объектов для дальнейшего переноса на бумагу.
• Зрительной оценке расположения фигуры относительно линии горизонта, окружающего пространства или плоскости пола.
• Точному описанию контуров и границ.
• Определению, какие части тела или позиции передают жесты или форму фигуры человека.
• Оценке линий в качестве границ между фигурой и фоном.
• Оценке расстояний между отличительными чертами лица.
Упражнение:
Попросите друга мужского пола позировать вам или используйте нарисованную ниже модель. Используйте простые формы (овалы, прямоугольники, треугольники и т. д.) для практики в создании эскизов мужских фигур.
По материалам книги «Скетчбук, который научит вас рисовать».