Ошибки неизбежны. Но это не значит, что стоит опускать руки. Вот семь заповедей начинающего предпринимателя, которые Федор Овчинников сформулировал, переосмыслив свой опыт и самые серьезные просчеты. Попробуйте, может у вас получится не повторить хотя бы некоторые.
Первая. Не оригинальничай
Начиная свое дело, многие стремятся затеять что-то необычное, инновационное. Не надо. Желание оставить вмятину во Вселенной похвально, но обучать рынок и прививать людям новые привычки дорого, трудно и долго. Чтобы это делать, нужен немалый капитал. А еще опыт, который необходим, чтобы понять, что действительно жизнеспособно, а что лишь блажь и фантазии.
Куда больше шансов добиться успеха, делая то же, что другие, но лучше. Простор для экспериментов огромен — сервис в России на удручающем уровне. Где-то долго обслуживают, цены высокие, а туалеты грязные… Добейся хорошей цены, обслуживай быстро, не забывай драить сортиры — и рынок твой.
Вторая. Не ошибись, выбирая партнера
Построить бизнес в одиночку сложно, без инвестиций и компаньонов не обойтись. Но к партнерству надо относиться осторожно. Какой бы потрясающей ни была идея бизнеса, ничего не получится, если партнеры не доверяют друг другу и каждый тянет одеяло на себя.
Идеальные компаньоны разделяют общие ценности, умеют прислушиваться к чужому мнению и хорошо дополняют сильные стороны друг друга. Но найти себе «пару» сложно, и поначалу часто возникает искушение закрыть глаза на сомнения: мир неидеален, все люди разные, а этот кандидат не худший на свете. Закончится плохо. При первых же проблемах в бизнесе начнутся конфликты, которые разрушат все предприятие.
Третья. Не начинай дело, не собрав команду
В любом бизнесе команда — главный актив. Никакая система мотивации не переделает вороватого и апатичного бездельника в честного и исполнительного сотрудника. Потому в хорошем бизнесе самое важное — хорошие люди. Это существеннее всего остального.
Недостающие знания можно получить, а деньги добыть: в России инвестора с капиталом найти проще, чем менеджера с головой. На инвестиционное предложение в блоге откликнулись десять человек, на вакансию — ни одного. Поэтому, собравшись на завоевание мира, не забудь позвать с собой команду опытных и мотивированных бойцов.
Четвертая. Не распыляйся
Когда что-то начинает получаться, появляется соблазн сделать что-то еще. Так много несовершенства вокруг, что хочется приступить к тотальному исправлению окружающей действительности и запустить еще пару-другую перспективных бизнесов, тем более что народная мудрость советует не класть все яйца в одну корзину. Но где вы видели хозяйку, которая носит яйца в разных сумках?
Мечты о том, что можно что-то эдакое запустить, а потом нанять менеджера и он будет эффективно всем управлять, наивны. Чтобы добиться своего, надо стать лучшим в одном деле и долбить в одну точку. Это значит — вкладывать все время, деньги, силы и знания в один-единственный бизнес и пытаться довести его до совершенства. Этой задачи хватит на всю жизнь.
Пятая. Не беги впереди скоростного поезда
Хорошо иметь большие цели, но плохо спешить с их реализацией. Амбиции не должны подменять реальную оценку ситуации. Достаточно ли ресурсов, знаний, навыков для открытия новых точек, выхода на новые рынки, запуска новых направлений?
Как правило, спешку порождает страх конкуренции и желание использовать окно возможностей — будь то слабость конкурентов или благоприятная конъюнктура. Но нельзя забывать, что плата за излишне быстрый рост может быть слишком велика — банкротство. Поэтому не принимай скоропалительных решений, дай любой идее отлежаться. Любой серьезный шаг должен быть взвешен и продуман.
Шестая. Не трать деньги на дребедень
Денег должно быть мало. Нужно, чтобы их чуть-чуть не хватало. Иначе ресурсы будут потрачены впустую: слишком комфортные условия расслабляют, а на старте это может быть особенно губительно. Первое время особенно важно следить за издержками и рентабельностью. Если можно работать, не снимая офис, значит, о просторном кабинете и директорском кресле лучше не думать, пока журнал Forbes не включит тебя в рейтинг ста богатейших людей планеты.
Седьмая. Не презирай своих клиентов
Все знают, как говорил создатель Apple Стив Джобс: если бы он спрашивал людей, нужен ли им плеер без радио, диктофона и возможности свободно копировать файлы, он бы никогда не выпустил айпод. Но не стоит слишком увлекаться мифами. Если ты не Стив Джобс, то презрение к людям и их истинным потребностям, скорее всего, приведет тебя к краху. Даже если тебе не нравятся вкусы твоих клиентов, стоит им угождать. Если ты, конечно, хочешь, чтобы за это они тебе платили деньги, а не наоборот.
Из книги «И ботаники делают бизнес — 2»