Игорь Манн в своей новой книге «Номер 1. Как стать лучшим в том, что ты делаешь» предлагает памятку выступающего. Он сам впервые воспользовался ей на конференции «Маркетинг в России» в 2008 году. Тогда его признали лучшим спикером среди пятидесяти выступавших.
Если хотите стать номером 1 в презентациях, следуйте этим правилам:
Правило 1. Следите за регламентом. Самое лучшее пятнадцатиминутное выступление — то, которое заканчивается на тринадцатой минуте.
Правило 2. Совет, совет, совет. Подводя итоги в конце своей презентации, дайте хотя бы три практических совета слушателям. Что делать? Чего не делать? Что читать? Где купить дешевле? К кому обратиться за помощью?.. Хороший спикер может дать много хороших советов. Будьте хорошим спикером.
Правило 3. Поменьше о себе. Подразумевается, что вас и так многие знают, иначе не пригласили бы выступать. Не стоит в начале презентации много и долго рассказывать о себе и вообще рекламировать себя в лоб. Пусть лучшей рекламой для вас будет ваше выступление. В крайнем случае создайте отдельный слайд «О себе» и поставьте его в самый конец выступления (не забудьте добавить свои контакты!). И, кстати, не забудьте захватить с собой побольше визитных карточек. Если ваше выступление окажется интересным, все они разойдутся по рукам.
Правило 4. Поменьше о компании. Не надо рекламировать свою компанию и ее услуги или продукты! Нормально по ходу выступления сказать: «А вот в нашей компании…» — но не более того. Не нужно говорить о том, когда ваша компания появилась, где работает, что делает. Если очень хочется, сделайте отдельный слайд «О компании» и поставьте его после слайда «О себе». Опять же, расскажите ярко и интересно, как вы решали проблемы других или свои, и слушатели к вам потянутся.
Правило 5. Не спешите. Не убегайте сразу после своего выступления, если нет форс-мажора. Имеет смысл задержаться, чтобы слушатели могли пообщаться с вами. Не все и не всегда задают свои вопросы во время выступления.
Правило 6. Меньше теории, больше практики. Теория мало кому интересна. Из этого правила есть два исключения: а) вы говорите о своей, новой теории («Есть пирамида потребностей Маслоу, есть пирамида Хеопса, а я хочу вам рассказать о пирамиде Манна…»); б) вы говорите о том, что есть некая теория, с которой вы не согласны («И вот тут мне хотелось бы поспорить с Котлером…»).
Практика, практика и еще раз практика! Говорите о том, что вам пришлось пережить, перенести, достичь, как вы это делаете. Это обеспечит стопроцентный интерес слушателей к вашему выступлению.
Правило 7. «Что в имени тебе моем?» Назовите вашу презентацию броско — и люди придут на нее специально, вернутся из курилки, чтобы послушать вас. Еще и других позовут: «Пойдем, сейчас будет интересная презентация «Как меня замотивировали до перевыполнения плана» (или «Все о жизненно важном для успеха в маркетинге за 14 минут», «Как выполнить или перевыполнить план продаж с помощью трех с половиной “р”»).
Правило 8. 10/20/30 (правило Гая Кавасаки).10 слайдов. 20 минут на выступление. Минимальный кегль шрифта на слайде — 30 (и помним, что одна картинка стоит тысячи слов). Для меня KeyNote оказался намного более удобной программой для создания слайдов, чем PowerPoint (более удачные шаблоны). А еще на мои слайды сильное влияние оказали семинар и книга одного из ведущих мировых экспертов в области презентаций, независимого консультанта и тренера Алексея Каптерева. Я даже несколько месяцев начинал свои презентации со слайда, на котором было написано: «Клянусь выступать, как Алексей Каптерев».
Правило 9. Они читают быстрее. Никогда не читайте то, что напечатано на слайде.
По материалам книги Игоря Манна.