Джим Коллинз считает одной из важнейших причин успешности компании талант её руководителя. В своей культовой книге «От хорошего к великому» он рассказывает о менеджерах пяти уровней.
1 уровень — высокопрофессиональный сотрудник, активно использует свои способности, знания, опыт и умения.
2 уровень — ценный член команды — вносит в достижение целей свой вклад и эффективно взаимодействует с другими членами команды.
3 уровень — компетентный менеджер, который умеет организовывать людей и рационально распределяет ресурсы.
4 уровень — эффективный руководитель, способный сформировать видение будущего и добиться того, чтобы компания продвигалась по намеченному пути.
5 уровень — позволяет добиться исключительных результатов и обладает выдающимися личностными качествами.
Великие руководители находятся на пятом уровне. Для них самое важное в жизни — это успех компаний. Стремление к собственному благополучию и славе — на втором месте. Они хотят видеть компанию ещё более успешной в будущем, вне зависимости от того, узнают об их вкладе или нет.
Один из руководителей такого типа однажды сказал:
Я хотел бы, однажды, сидя у себя на веранде, увидеть одну из самых великих компаний в мире и сказать: «Я там работал».
Руководители великих компаний никогда не говорят о себе. И это не лжескромность. Люди, которые работали с ними, описывая их, используют такие эпитеты как «спокойный», «простой», «сдержанный», «застенчивый», «приятный», «незаметный», «уравновешенный», «не верящий в собственную значимость». Менеждеры пятого уровня гармонично сочетает в себе скромность и непоколебимую решимость.
Коллинз называет это явление парадоксом окна и зеркала. Когда всё идёт отлично, руководители пятого уровня смотрят в окно, чтобы приписать успех факторам, которые не имеют к ним отношения. В то же время они смотрятся в зеркало, когда говорят об ответственности, никогда не списывая свои проблемы на невезение.
Обычные лидеры компаний делают всё наоброт: в случае неудачи смотрят в окно, пытаясь найти виноватого, а если повезло — будто прихорашиваются у зеркала, приписывая себе все достижения компании.
По материалам книги Джима Коллинза.