Понятие эмоционального интеллекта появилось недавно — неудивительно, что не все разобрались, что это такое и представления об EQ обросли мифами.
Сергей Шабанов и Алена Алешина, авторы книги «Эмоциональный интеллект. Российская практика», рассказали об основных заблуждениях и разъяснили, в чем все-таки суть EQ.
Миф №1. Эмоциональная компетентность = эмоциональность
Кто такой эмоциональный человек в традиционном понимании? Тот, который проявляет все свои эмоции, как правило, в достаточно высокой степени интенсивности: громко кричит или смеется, стучит кулаком по столу и т. д.
Эмоциональная компетентность связана с осознанием и управлением эмоциями. Ни один из авторов моделей эмоционального интеллекта не призывает проявлять и выплескивать все свои эмоции.
Однако как только взрослый умный человек слышит слово «эмоциональный»… у него в голове рисуются картинки «эмоционального» человека и крайние проявления эмоций, и слово «компетентность» или «интеллект» он уже не воспринимает. В то время как ключевое слово в сочетании «эмоциональная компетентность» — именно компетентность. Основа EQ — умение выбрать действия, наилучшим образом подходящие к ситуации.
Миф №2. Человек с высоким EQ всегда спокоен и в хорошем настроении
Распространено мнение, что эмоционально компетентный человек всегда спокоен или всегда находится в хорошем настроении, а также стремится к тому, чтобы все вокруг него чувствовали себя так же хорошо и спокойно. Этакий душка и по-американски позитивный человек с улыбкой до ушей.
Эмоционально компетентный человек вполне может выйти из себя и повысить голос на собеседника. Разница между ним и эмоционально некомпетентным человеком состоит в том, что первый использует свой эмоциональный репертуар осознанно, выбирая тот способ взаимодействия, который на данный момент окажется наиболее эффективным.
Пример Сергея Шабанова (из интервью журналу «Русский Репортер»):
Когда я учился в университете, нас как-то отправили в колхоз на картошку. И вот там некие трактористы вовремя не выехали, и мы вынуждены были простаивать без дела. Почему-то нам это было крайне важно, поэтому мы очень эмоционально обратились с вопросом к своему руководителю — одному из профессоров университета. Выслушав
нас, он очень вежливо и спокойно ответил: «Товарищи, понимаете, ситуация неоднозначная и оптимизации поддается очень сложно». А потом пошел к бригадиру трактористов, и мы слышим его крик: «А… так-разэтак вашу мать… где трактора???» и т. д. Трактора появились очень быстро…
Вот это пример осознанного управления эмоциями. Каждой аудитории свои слова, интонации и эмоции.
Миф №3. Эмоциональный интеллект (EQ) важнее, чем познавательный интеллект (IQ)
Книга Дэниела Гоулмана, благодаря которой EQ стал популярным, носила название «Эмоциональный интеллект: почему он может быть важнее, чем IQ», но Гоулман не отрицал значимость IQ.
Однако популяризаторы идеи эмоционального интеллекта подхватили эту мысль и стали утверждать, что IQ совсем не важен — мол, в современном мире гораздо важнее быть эмоциональным. Между тем для развития EQ необходим достаточно высокий уровень познавательного интеллекта.
Эмоциональная компетентность — это набор следующих навыков: умение осознавать свои эмоции, умение осознавать эмоции других людей и умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.
Эта модель является иерархической, то есть процесс развития EQ начинается с осознания своих эмоций. Чаще нас учили не осознавать, а подавлять свои эмоции. Между тем подавление эмоций вредно сказывается на здоровье и отношениях с окружающими, поэтому имеет смысл учиться осознавать эмоции и нарабатывать другие способы управления ими.
По материалам книги «Эмоциональный интеллект. Российская практика».
Книга есть на Озоне, в Лабиринте и в нашем приложении (первые 15% — бесплатно).