«Четкий распорядок действий — это самый мощный инструмент для преодоления препятствий», — уверен бизнес-тренер, автор книги «Эссенциализм» Грег МакКеон. Если вы живете не по режиму, то, вероятно, все время отвлекаетесь на что-нибудь лишнее. Кроме того, выматываете себя и прикладываете слишком много усилий, выполняя даже знакомые вам задачи. Грег МакКеон объясняет, почему режим облегчает труд, и рассказывает, как заменить плохие привычки полезными.
Распорядок избавляет от лишних забот
Постарайтесь сделать свои обязанности частью повседневной рутины. Это поможет вам вскоре перейти в режим автопилота. Ваша энергия драгоценна, так стоит ли растрачивать ее на то, чтобы ежедневно придумывать новый план действий? Разработайте собственный распорядок, который будет повторяться изо дня в день или из недели в неделю, и все ваши дела пойдут как по маслу.
Есть множество исследований, которые подтверждают: рутина делает сложную работу намного более легкой. По одной из научных теорий, регулярно повторяющиеся действия создают в мозге новые нейронные связи. И чем чаще вы что-то делаете, тем сильнее изменения. Мозгу становится все проще запускать связи, отвечающие за конкретный процесс.
Представьте, что вам встретилось незнакомое слово. Сначала вам трудно его запомнить, и вы каждый раз задумываетесь, прежде чем вставить его в свою речь. Но если вы будете регулярно использовать это слово в разных контекстах, то оно перестанет вызывать затруднения. Благодаря нашему мозгу, способному к адаптации и изменениям, мы привыкаем к повторяющимся действиям.
А как же творчество?
Строгий режим дает массу преимуществ. Если вам удастся превратить ежедневные мучительные раздумья и усилия в бессознательные действия, то ваша жизнь не станет однообразнее. Наоборот, мозг сможет найти применение освободившимся мощностям и сосредоточиться на чем-то более интересном. Одну работу вы будете выполнять автоматически, а над другой, более важной, начнете думать активнее. Уровень сосредоточенности и результативности от этого только возрастет.
Не стоит верить стереотипу, что рутина — это конец творчества и изобретательности. Все зависит от того, как именно вы себя организуете. Если вы все устроите правильно, то распорядок не сделает вашу жизнь скучной и унылой, а, наоборот, перераспределит энергию и направит ее в нужное русло.
Рутина стимулирует креативность, а не убивает ее. Ведь если вы перестанете тратить силы на ежедневное решение одинаковых задач, превратите их в автоматические действия, то сэкономите много энергии для других сфер. Кстати, многие творческие люди придерживаются очень строгого режима, помогающего очистить сознание.
Бессознательные решения
Наблюдения ученых показали, что люди бессознательно принимают сорок процентов решений. То есть они и не пытаются обдумывать почти половину своих действий. Из этого факта следует два вывода: хороший и плохой. Хороший: мы можем запрограммировать себя на определенные положительные привычки, которые станут нашей второй натурой.
Но с другой стороны, если мы принимаем решения бессознательно, значит можем против воли отвлекаться на ненужные нам дела. Теряя контроль над своими решениями, люди не замечают, как у них появляются различные плохие привычки, и даже не пытаются с ними бороться. К примеру, многие проверяют свою электронную почту, еще не успев проснуться, или каждое утро покупают пончики по пути в офис. Можно ли устранить вредные привычки и поменять их на полезные ежедневные действия, которые помогут достигать поставленных задач? Безусловно!
Ищем переключатели
У большинства людей есть привычки, от которых они хотят избавиться. Некоторые злоупотребляют вредной пищей, другие постоянно прокрастинируют, а третьи слишком волнуются по любому поводу. Как же этому сопротивляться?
Исследования показали, что в каждую привычку входит три составляющих: стимул, действие и награда. Стимул — это что-то вроде переключателя. Именно с него все начинается: мозг переходит в режим автоматизма и выбирает привычный способ действия. Второй этап — эмоциональная, физическая или умственная реакция. И в самом конце вас ждет награда, которая убеждает мозг усвоить эту привычку надолго.
Получается, если вы хотите отказаться от дурных привычек, вам стоит начать не с поступков, а с поиска переключателя, запускающего нежелательную цепочку действий. А когда обнаружите — «привязать» его к другому способу поведения. Для человека, который каждый вечер покупает калорийные булочки, стимулом может быть встречающаяся на пути пекарня. Ему нужно связать эту ситуацию с другой привычкой — например, заходить за салатом в соседний с пекарней магазин. Сначала будет нелегко, но если не сдаваться, то в мозгу появится нейронная связь между стимулом (пекарней) и действием (покупкой салата).
Как создать стимул
Не останавливайтесь на тех стимулах, которые у вас уже существуют. Создавайте другие переключатели, чтобы выработать полезные привычки. Например, вы хотите каждый день заполнять личный дневник, но не можете приучить себя к этому. Утром вы думаете, что опишете все события ближе к вечеру, но вечером откладываете заполнение дневника на утро, а потом вовсе забываете о своем решении.
Оказывается, достаточно создать стимул, вынуждающий вас делать записи каждый вечер в одно и то же время. Позаботьтесь о сигнале, который будет напоминать вам о дневнике. К примеру, если вы каждый день ставите мобильный телефон на зарядку и это уже вошло у вас в привычку, то попробуйте располагать телефон в своей сумке рядом с дневником. Вечером, доставая мобильник, вы обратите внимание и на дневник. Со временем ведение записей в дневнике станет естественным и совсем несложным действием.
С чего начать утро
Всегда начинайте утро с самого сложного дела. Придумайте для него стимулы. Это может быть все что угодно: утренняя зарядка, чашка чая, будильник — главное, чтобы эти сигналы сразу переключали вас в рабочий режим и настраивали на выполнение наиболее тяжелой задачи.
Прислушайтесь к совету Рея Зинна, основателя фирмы Micrel. Он управляет компанией почти полвека. Все эти годы Рей Зинн придерживался очень жесткого режима. Он просыпается в 5:30 (и в будни, и в выходные), в течение часа занимается физкультурой, в 7:30 завтракает, а в 8:15 заходит в офис. В 18:30 по плану семейный ужин, а в 22 часа — отбой. Как ему удается быть на высоте и эффективно справляться со всеми задачами? Он утверждает, что дело в одном незамысловатом правиле: день должен начинаться с самых сложных обязанностей. Когда это входит в привычку, жить становится намного проще.
Чередуйте привычки
Делать одно и то же день за днем в точно определенное время может ужасно наскучить. Чтобы этого избежать, разработайте разные режимы для разных дней недели. Именно так поступает Джек Дорси, создатель компании Twitter. Каждый его день имеет определенную тему. Понедельник предназначен для проведения совещаний и управления компанией. Вторник отведен под разработку продуктов. Среда посвящена маркетингу, коммуникациям и развитию, а четверг — общению с разработчиками и партнерами. Пятница — день компании и ее культуры.
Такой распорядок помогает сохранять спокойствие посреди хаоса, который представляет собой быстро растущий стартап. Ежедневно Дорси сосредоточивает все свои усилия на одной теме, а не распыляет их на несколько задач. Его рабочая неделя всегда проходит по таким правилам, поэтому коллегам и партнерам легко приспособиться к нему.
Выполняйте действия одно за другим
Порой идея создания собственного режима дня так захватывает, что нам хочется успевать делать по несколько дел одновременно. Но чтобы достичь больших результатов, нужно начинать с малого. Сперва измените в своем ежедневном или еженедельном распорядке хотя бы что-то одно. Когда вы добьетесь успеха, он подтолкнет вас дальше.
Это не будет просто. Многие вредные привычки укоренились в нас слишком глубоко или связаны со стойкими эмоциями. Не думайте, что можно щелкнуть пальцами и изменить их раз и навсегда. Приобретать полезные навыки нелегко, но, когда вы доведете их до автоматизма, это станет для вас серьезной победой. Хорошие привычки и навыки остаются с нами на всю жизнь. Разработав собственный режим, вы скоро поймете, что это неисчерпаемый источник пользы.
По материалам книги «Эссенциализм».