Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Стратегическое мышление и метод обратных рассуждений
19 января 2015 12 984 просмотра

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Любую ситуацию, в которой участвует несколько заинтересованных сторон, можно считать стратегической игрой. Как просчитывать «ходы» соперника и принимать оптимальные решения, рассказывают авторы книги «Теория игр». И вот первый шаг к победе: рассуждайте в обратном порядке.

В комиксе Peanuts («Крошки») повторяется такой эпизод: Люси держит мяч на земле и предлагает Чарли Брауну разбежаться и ударить по нему. В самый последний момент Люси убирает мяч, Чарли Браун, взмахнув ногой по воздуху, падает на спину, а Люси злорадствует.

ком

Любой посоветовал бы Чарли отказаться играть с Люси. Даже если бы Люси не проделала эту выходку с ним в прошлом году (и год назад, и еще годом раньше), Чарли уже знаком с ее характером, так что мог бы предсказать ее действия.

Общий принцип всех игр с последовательными ходами гласит, что каждый игрок должен проанализировать будущие ответные действия других игроков и эту информацию использовать для поиска своего оптимального хода в настоящем. Эта идея настолько важна, что ее необходимо сформулировать в виде основного правила стратегического поведения:

Правило № 1: смотрите вперед и рассуждайте в обратном порядке.

Проанализируйте, к чему могут привести ваши первоначальные решения, и на основе этой информации рассчитайте оптимальный ход. В истории с Чарли Брауном сделать это было достаточно легко. Процесс принятия правильных решений в таких играх можно представить в виде древовидной схемы:

чарли

Вы считаете, что это слишком простой пример? Вот пример более сложного «дерева игры» из области политики. В докладе «О положении в стране», представленном Конгрессу США в январе 1987 года, Рональд Рейган заявил: «Дайте нам тот инструмент, который есть у 43 губернаторов, — право постатейного вето, чтобы мы могли исключать бессмысленные проекты и привилегии».

Ronald Reagan

Рональд Рейган. Источник — www.dni.ru

На первый взгляд, право налагать вето на отдельные статьи законопроекта только укрепит власть президента и не приведет к негативным последствиям. Тем не менее существуют ситуации, в которых президенту лучше было бы обойтись без такого инструмента. Дело в том, что наличие у президента права выборочного вето повлияет на стратегию принятия законов, которой придерживается Конгресс.

Простая игра покажет, как именно это может произойти. Предположим, на рассмотрение представлены две статьи расходов: модернизация городов («М») и система противоракетной обороны («П»). Конгрессу больше нравится первое, тогда как президенту — второе. Тем не менее и Конгресс, и президент предпочли бы включить в законопроект обе эти статьи, а не сохранять статус-кво.

В таблице отображена оценка возможных сценариев развития событий в случае двух игроков (4 — самая высокая оценка, 1 — самая низкая).

табл

Вот так выглядит дерево игры при условии, что у президента нет права выборочного вето:

др

Президент подпишет законопроект, в котором будут предусмотрены обе статьи — как М, так и П — или в котором будет только статья П, но наложит вето на законопроект, если в него будет включена только статья М. Зная об этом, Конгресс выбирает вариант с включением обеих статей.

Теперь предположим, что у президента есть право выборочного вето. В этом случае дерево игры будет выглядеть так:

др2

При этом Конгресс делает такой прогноз: в случае принятия обеих статей президент наложит вето на статью М и оставит только статью П. Следовательно, для Конгресса лучше всего либо принять только М и увидеть, как президент налагает вето на эту статью, или не принимать обе статьи.

Выходит, даже президент может оказаться в затруднительном положении из-за наличия дополнительной свободы выбора.

Из этих примеров можно сделать два важных вывода.

1. Разные игры — и простые, и сложные — можно выразить в виде идентичных или очень похожих математических форм (деревьев или таблиц). Использование формального математического представления позволяет провести параллели и перенести знания об игре из одной ситуации в другую.

2. Далеко не всегда складывается так, что, если один игрок получает больше, другой — непременно меньше. В большинстве игр в бизнесе, политике и социальном взаимодействии присутствует как общность интересов, так и конфликт интересов. Именно сочетание общности и конфликта интересов делает анализ таких игр столь интересным и актуальным.

По материалам книги «Теория игр».

Похожие статьи