Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Критическое чтение, или Как научиться смотреть на текст глазами писателя
29 июля 2020 5 351 просмотр

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Критическое чтение — так автор книги «Как стать писателем» Доротея Бранд называет процесс, когда писатель оценивает текст с позиции профессионала. Чтобы чтение приносило не только удовольствие, но и максимальный результат, нужно научиться читать как писатель. Любой, кому интересно писательское ремесло, воспринимает книгу не только как развлечение, но и как любопытный образчик. Однако, чтобы читать с пользой, нужно рассматривать любую книгу с точки зрения того, чему она может научить вас как автора.

Многие будущие писатели — книжные черви, для которых нет на земле места милее библиотеки.

Однако мысль о том, чтобы препарировать книгу, читать ее исключительно ради стиля, или композиции, или повествовательных решений, зачастую вызывает у них глубокое отвращение. Многие ученики боятся, что, поместив любимого автора под микроскоп, они никогда больше не испытают того жадного интереса, с которым листает книгу неискушенный, но благодарный читатель. На самом же деле, научившись критическому чтению, вы станете получать куда более тонкое удовольствие, чем обычные любители художественного вымысла. Даже откровенно плохой текст может развлечь, если нарочно выискивать и анализировать его недостатки.

Перечитывайте



Как стать писателем

Прежде всего вы обнаружите, что единственный способ читать как писатель — проходиться по любому тексту как минимум дважды. Сначала прочтите рассказ, эссе или роман быстро и без критического разбора, как в те дни, когда от книги вам нужно было только удовольствие. Закончив, на некоторое время отложите книгу в сторону, а затем вооружитесь блокнотом и карандашом.

Общее суждение и подробный анализ

В первую очередь напишите краткое изложение того, что прочли. Вынесите общий вердикт: понравилось или не понравилось. Может быть, автор вас убедил, а может, и нет. Возможно, вам пришлась по душе некая часть, но категорически не понравилось все остальное. (Позже, если захотите, можете вынести и моральное суждение; но пока разберите и оцените только авторский замысел, насколько сможете его уловить.)

Теперь добавьте более развернутый комментарий к каждому суждению. Если книга понравилась, то чем и почему? Не унывайте, если поначалу ответ выйдет туманным. Вскоре вы вернетесь к тексту и сможете поискать источник своих ощущений. Если поначалу все было хорошо, а вот концовка показалась слабой, постарайтесь определить, в какой момент автор лишился вашего одобрения. Что можно сказать о персонажах? Они выписаны с очевидным мастерством? Схематичны? Иногда противоречивы и непоследовательны? Почему вам так показалось?


Источник

Запомнились ли вам отдельные сцены и эпизоды? Если да, то чем именно — тем, что несомненно хороши или, наоборот, откровенно плохи? Припомните пассажи, которые приковали к себе ваше внимание. Естественно ли выглядят диалоги? Если нет, то чем объясняется их натужность — осознанным стилистическим приемом или недостатком мастерства?

Повторное чтение

Если книга хороша, вопросы должны оказаться многочисленными и разнообразными, а ответы — как можно более подробными. Если она не блещет качеством, поначалу достаточно найти слабые места и отложить ее в сторону. Когда закончите беглый обзор и по возможности ответите на вопросы, сделайте пометки возле тех, на которые не удалось дать полный ответ, или же тех, что требуют дальнейшего исследования. Теперь откройте книгу на первой странице и перечитайте вдумчиво, не спеша. Записывайте ответы, когда они станут ясны. Обнаружив удачные места — особенно там, где автор блестяще применяет приемы, которые тяжело даются вам, — отмечайте их в книге. Позже к ним можно будет вернуться и разобрать еще подробнее.

Вы уже знаете, чем кончится история; ищите в книге знаки и подсказки, которые предвещают такой финал. Когда впервые упоминается тот изъян в характере героя, который впоследствии доведет его до беды? Естественно ли выглядит это упоминание — или явно притянуто за уши? Может быть, при втором чтении открываются фальшивые подсказки: пассажи, которые не прибавляют книге правдоподобия или искажают авторскую мысль, но почему-то оказались в тексте, хоть и вводят лишний элемент или даже сбивают читателя с толку? Тщательно перечитайте такие места и убедитесь, что вы верно поняли смысл. Не торопитесь упрекать автора в ошибках и недочетах.

Важные моменты

Невозможно переоценить пользу вдумчивого аналитического чтения. Читайте, напрягая все чувства и способности. Подмечайте ритм повествования — ускоряется ли он, когда автор желает сообщить нечто важное, или, напротив, замедляется? Обращайте внимание на любимые автором слова, фразы, стилистические приемы. Определите для себя, стоит ли взять их на вооружение или же они чересчур индивидуальны.

Как этот писатель переводит своих героев из сцены в сцену, как обозначает ход времени? Меняет ли он словесную палитру, когда переключает внимание с одного действующего лица на другое? Берет ли он на себя роль всезнающего рассказчика — или же повествует лишь о том, что известно одному из персонажей, и доносит историю до читателя через призму чьего-то сознания? Может быть, события показаны сперва с точки зрения одного героя, потом другого, потом третьего? Как этот автор работает с контрастом? Возможно, он помещает героя в непривычную и несоответствующую ему обстановку — как Марк Твен, отправивший своего янки из Коннектикута ко двору короля Артура?

Каждый писатель задает собственные вопросы и по-своему выделяет ключевые моменты.

Когда вы прочтете несколько книг — и для извлечения максимальной пользы обязательно нужно будет сделать это дважды, — то вы обнаружите, что научились совмещать приятное с полезным и перечитывание теперь требуется лишь для особо удавшихся или, напротив, неудачных мест.

По материалам книги «Как стать писателем»

Обложка поста: unsplash.com

Похожие статьи