Представьте, что вы студент. Завтра экзамен, и вам надо всё повторить. Можно еще раз просмотреть книги и зубрить, сколько успеете. Можно проверить себя: не заглядывая в книгу, попытаться вспомнить, о чем в ней говорится. И, наконец, создать карту понятий, включив в нее основные термины и их взаимосвязи. Времени хватит только на один способ. Какой предпочтете?
Исследователи проверили эффективность этих методов с помощью группы студентов. Оказалось: самопроверка — попытка восстановить информацию, не подглядывая в текст, — по эффективности далеко опережает другие варианты.
Суперобучение
Вывод таков: если хотите что-то усвоить, попытайтесь извлечь это из собственной памяти, а не из книги. Это непросто — часто кажется, что в голове вообще ничего не осталось. Книга «Суперобучение» рассказывает о способах, которые помогут разбудить память.
Парадокс изучения
Если лучшая практика закрепления — попытка вспомнить факты и понятия, почему мы там редко пользуемся ей? Дело в том, что мы не способны точно определить, насколько хорошо чему-то научились. Читая книгу, мы ощущаем, что учим материал, а при попытке вспомнить его чувство «заучивания» существенно слабее.
Переписывать данные из книги не так эффективно, как попытаться извлечь их из памяти. — Источник
И все же припоминание полезнее пассивного повторения. Тесты на свободное запоминание, в которых ученикам нужно вспомнить что-то без подсказки, дают лучшие результаты, чем тесты на запоминание с подсказками. В свою очередь, тесты на запоминание с подсказками лучше, чем тесты на распознавание, предлагающие выбор из множества готовых ответов.
Более того: припоминание работает на пользу обучения, даже когда вспоминать еще нечего.
Этот феномен известен как эффект опережающего тестирования: поиск в памяти не только помогает закрепить узнанное ранее, но и служит подготовкой к лучшему обучению. Это значит: прежде чем начать учиться чему-то — пройдите тест по этой теме, и информация усвоится лучше.
Как практиковать поиск
Пассивное повторение не особо эффективно, зато просто: вы открываете книгу и перечитываете материал до тех пор, пока не запомните. А вот осуществить поиск в памяти не всегда легко. Вот 4 приема, которые в этом помогут.
Прием № 1. Свободное припоминание
Проще всего, прочтя раздел книги или прослушав лекцию, попытаться изложить на бумаге все, что удастся вспомнить. Это бывает трудно, но у трудности есть положительная сторона: заставляя себя вспоминать, вы надолго запомните детали. Возьмите за правило припоминать информацию сразу после того, как получили ее — вы удивитесь, насколько лучше она будет сохраняться в памяти.
Прием № 2. Метод вопросника
Большинство студентов фиксируют в конспектах основную информацию по мере ее получения. Но есть и другая стратегия: записывать факты в виде вопросов, а позже ответить на них. Можно написать: «Великая хартия вольностей была подписана в 1215 году». А можно задать вопрос: «Когда была подписана Великая хартия вольностей?» — и поставить рядом ссылку, где найти ответ.
Заметки в виде вопросов создают базу для последующего поиска в памяти.
Однако тут важно правильно формулировать вопросы. Мы часто цепляемся к частностям. Сложнее и полезнее переформулировать в вопрос главную идею главы. Поскольку она зачастую завуалирована, то над ней придется поразмышлять. А это поможет запомнить информацию еще лучше.
Прочитав раздел книги, сформулируйте вопросы, которые позже помогут вспомнить важные данные. — Источник
Не старайтесь задать много вопросов: ограничьтесь одним на раздел текста. Это поможет заставить себя обдумать основную идею, а не множить детали, которые потом, скорее всего, окажутся ненужными.
Прием № 3. Самогенерируемые проблемы
При прочтении материала можно придумывать для себя проблемы, чтобы решить их позже. Скажем, узнав о новых методах программирования, сделайте заметку, чтобы затем опробовать их при решении реальной задачи. Создание списка таких задач подтолкнет к практическому применению информации.
Прием № 4. Обучение по закрытой книге
Если отключить возможность поиска подсказок, то способность к припоминанию многократно возрастет практически в любой области. Стратегия создания карты понятий не особо хорошо работала в экспериментах, но реабилитировалась, если испытуемые при создании карты не заглядывали в книгу. Введите в любую практику запрет на возможность посмотреть материал в книге, и информация тут же обратится в знание, содержащееся в голове, а не в справочном руководстве.
По материалам книги «Суперобучение»