В нашей душе существует двойственность — внутренний родитель пытается ужиться с внутренним ребенком. Когда мы растем и учимся вести себя в этом мире, мы перенимаем поведенческие шаблоны и убеждения от своих родителей. В ходе становления личности главной фигурой, на которую ориентируется мальчик, является его отец, — это первая ролевая модель мужества в его жизни. Аналогично для девочки ориентиром и образцом женственности выступает ее мать.
Мы взрослеем, но голоса родителей продолжают звучать внутри нас, предлагая защиту и давая советы нашему неокрепшему, хрупкому эго, или внутреннему ребенку. Эти голоса настолько укоренены в нас, что становятся мощными архетипическими энергиями, управляющими нашим психологическим механизмом. Мы взращиваем в себе «внутреннего родителя», уже содержа в себе архетип внутреннего ребенка, то есть любознательный, игривый, творческий инстинкт в психике. Как перестать разрываться на две части и стать цельной личностью?
Сила Шакти
Взрослея, мы выходим из рамок основополагающих отношений с внешним родителем. Чтобы войти во взрослую жизнь, самостоятельно принимать решения и заботиться о себе, девушка на пути к зрелости должна оторваться от модели, связующей ее с матерью, и обрести такие же способности поддержки и заботы в самой себе. В некотором смысле она должна стать себе матерью.
Однако, учитывая патриархат, в котором воспитывались большинство женщин, многие отворачиваются от материнской фигуры, отрицая и недооценивая ее важнейшие качества. Это наносит душевную рану, которая требует лечения. Исцеление придет с признанием ценности, приятием и усвоением всего огромного потенциала зрелой женственности. Именно так становятся зрелыми женщинами. Мужчина поступает так же с фигурой отца, выявляя и объединяя в себе все положительные мужские качества.
Исцеление раненого внутреннего ребенка
Внутренний ребенок остается в психологическом возрасте семи лет или еще младше. В идеале он должен напоминать нам, что надо весело проводить время, каждое мгновение воспринимать свежим глазом и быть счастливым. Слишком часто, однако, внутреннего ребенка ранят еще в первые годы, и он вырабатывает защитные механизмы, такие как истерика, замыкание в себе и самовосхваление, чтобы справляться с трудными ситуациями, чувствовать себя в безопасности, получать любовь, признание и защиту. Мы растем, а внутренний ребенок может оставаться израненным, и раны неизбежно дадут о себе знать во время стресса или опасности.
Подобные ситуации вызывают в памяти реакции, которыми мы пользовались в детстве, чтобы защитить или обезопасить себя, и такие реакции повторяются.
В детстве такие эмоции, как гнев, жалость к себе, гордость, возможно, и были полезны в сложных ситуациях, но во взрослой жизни они не всегда адекватны. Как мыслящий взрослый человек вы должны выявить свои раны и залечить их, заменив нездоровые реакции на более эффективные. Это станет огромным облегчением как для вас, так и для окружающих, которым приходится сталкиваться с вашим неадекватным поведением. Однако даже понимая, какой ущерб негативные эмоции могут нанести их здоровью, люди часто не способны и не хотят меняться.
Закоренелая привычка негативного поведения по-прежнему находится у них на службе. Возможно, это единственный известный им способ удовлетворения своих потребностей, исцеления раненого внутреннего ребенка и реализации шаблонов, которые поддерживают жизнь и ее процессы. Определить свои истинные нужды и научиться удовлетворять их без вреда для себя и других — важнейший аспект становления цельной личности.
Пища для размышлений
- Какие у вас повторяющиеся эмоциональные паттерны? Когда вы впервые их осознали?
- Для чего они нужны были вам в прошлом? Для чего они нужны сейчас?
- Можете ли вы определить ощущение, вызвавшее эмоцию, и неудовлетворенную потребность за этим ощущением?
- Как можно удовлетворить эту потребность более гармоничным и здоровым способом?
Взрослая жизнь
Не только родитель и ребенок ведут спор в душе человека. Мужское и женское начала есть в каждом из нас, и чтобы стать цельным, их тоже нужно примирить.
Попав во взрослую жизнь, мы уже готовы к следующему уровню интеграции, «священному браку» внутреннего мужского и внутреннего женского начал. Иными словами, мы должны вернуть свои потерянные половинки, чтобы стать цельной личностью. Становясь себе и родителем, и ребенком, обретая внутренние женское и мужское начала в творческом танце самопознания, мы достигаем «воссоединения святого семейства» и превращаемся в цельную, здоровую, самостоятельную личность.
Воссоединение святого семейства
В таком счастливом состоянии наш внутренний союз мужчины и женщины дает нам возможность испытать «суровую любовь», а единение родителя и ребенка делает нас «мудрым дураком»!
Внутреннее бракосочетание
Символ инь-ян обозначает священный союз «мыслящей женщины и душевного мужчины», или «мудрой женщины и отзывчивого мужчины». Иными словами, наша внутренняя мужественность достигает зрелой целостности путем единения с дополняющим ее женским началом; ровно так же внутренняя женственность достигает целостности путем интеграции дополняющих ее мужских качеств.
Внутреннее бракосочетание: танец любви и силы
Требуется значительная внутренняя работа, чтобы обнаружить вторую половину, найти и встретить возлюбленного и заключить священный союз. Речь идет о поиске собственной мужской силы и мудрости — Шивы, а также о пробуждении Шакти — женственной, эмоциональной природы, которая оживляет и поддерживает глубоко изнутри. Таким образом, и мужчины, и женщины становятся ардханаришварой, сочетающей одновременно женское и мужское начала; каждый обретает свою неповторимую цельность.
Став цельным, вы можете выстроить абсолютно гармоничные отношения с любым человеком, поскольку ради обретения собственной полноценности вам не нужен никто другой. Осуществив индивидуацию и обретя психическую целостность, вы знаете, как принять и включить в свою жизнь любого. Вы способны «удержать все» таким способом, который помогает другим, не ставя их от вас в зависимость. Вы знаете, как обеспечить им пространство, чтобы они могли отправиться в путь.
Это типичные женские способности: уметь удержать целостность и идти по жизненному пути.
Раны у мужчин и женщин
Женская рана по природе своей подростковая. Сегодня многие женщины психологически застряли на подростковой стадии развития и еще не готовы дорасти до взрослой жизни. Женщине приходится бороться с мифом романтики и зависимости от мужской фигуры, которая будет ценить ее и состоять с ней в сексуальном партнерстве.
У мужчин (или внутреннего мужского начала) мы имеем дело с еще более глубоким, более инфантильным или архаичным уровнем развития психики, который мог игнорироваться или оставаться неполноценным.
Внутри у многих мужчин очень уязвимый раненый ребенок, и они выстраивают грозную систему обороны, чтобы прикрыть данную уязвимость. Это проявляется порой как агрессия, склонность к яростным контратакам, когда они чувствуют угрозу. Глубокая рана присутствует в коллективной мужской психике и во внутреннем мужском начале. Из-за нее происходит большинство конфликтов: насилие, войны, терроризм, территориальные споры дома и на работе, игры во власть и подковерная борьба.
Путь героя
Первое путешествие, которое мы должны предпринять ради психологической целостности, — соединить нашего внутреннего родителя с внутренним ребенком. Путь героя, предполагает встречу с собственными страхами и извлечение внутреннего ребенка из бессознательного.
Каждый может стать героем. Источник
Второе путешествие — это путь к любви. Объединившись со своим внутренним ребенком и внутренним возлюбленным, мы становимся зрелой личностью и теперь готовы к третьему путешествию, самому большому человеческому приключению: движению к сверхсознанию, в объятия нашего высшего «я», чтобы реализовать потенциал, прежде приписываемый только божественности.
Итак, какого бы пола мы ни были, герой внутри нас должен пройти тремя путями поиска: один раз для испытания, когда мы преодолеваем свои страхи, затем ради отношений, когда мы приходим к любви, и, наконец, для просветления, когда мы обретаем самообладание и способность бескорыстно служить окружающему нас миру.
По материалам книги «Сила Шакти»
Обложка поста: unsplash.com.