В нашей жизни переизбыток вещей, занимающих все наше время и внимание. А внимание — довольно ценный ресурс, особенно когда речь идет об обучении или выступлении. Джули Дирксен, автор книги «Искусство обучать», дает простой совет: «Чтобы завладеть вниманием слушателя научитесь… говорить со слоном».
Слон и погонщик — это две составляющие нашего «я»: с одной стороны, это сознание, логика и мышление, а с другой — непроизвольные реакции, эмоции и интуиция.
Погонщик — рациональная сторона личности. Он говорит разные умные вещи, которые пойдут нам на пользу.
Слон — это спонтанные желания, рискованные действия и следование интуиции. Это та часть нас, которую привлекает все новое, приятное, удобное или знакомое.
Погонщик держит желания слона в узде. Это полезное достижение эволюции позволяет планировать и жертвовать сиюминутными желаниями в пользу будущих целей. Но не стоит переоценивать эту способность: когда между слоном и погонщиком возникает серьезный конфликт, обычно побеждает первый.
У слушателей есть свои слон и погонщик:
Важно понимать, если слон не участвует в процессе, то слушателю приходится тратить много усилий, чтобы следить за происходящим. Тащить слона туда, куда он не хочет, — изнурительное занятие с когнитивной точки зрения. Требуется приложить немалую силу воли, а она имеет обыкновение быстро заканчиваться.
Был проведен ряд исследований, в ходе которых обнаружилось, что самоконтроль — исчерпаемый ресурс (Gailliot, 2007, Vohs, 2007). Если слушателям приходится заставлять себя быть внимательными, то надолго их не хватит.
Чтобы облегчить участь погонщика и помочь слушателям — заинтересуйте слона:
- Расскажите ему историю — они особенно хорошо откладываются в памяти. Искусно рассказанная история может запомниться на долгие годы, даже если мы услышали ее всего один раз. Слон всегда рад какой-нибудь новенькой истории.
- Покажите слушателям результаты до и после — учащимся необходимо знать, какими они станут, если овладеют данными навыками. Что они смогут делать из того, что не умеют сейчас?
- Создайте ощущение срочности — дайте слушателям решить какую-либо задачу, ограничив их во времени или ресурсах (15 минут вместо 20).
- Интересные дилеммы — предложите слушателям задачи, которые предполагают непростой выбор. Главное — не использовать заведомо правильный и неверный варианты ответов. Лучше предложите два плохих вариант или два хороших.
- Попытайтесь заинтриговать слушателей — предложите разгадать тайну или решить головоломку.
- Покажите что-нибудь занятное — избегайте громоздких вступлений и используйте визуальные средства, действие и диалог.
- Скажите ему, что всем остальным слонам это нравится — мы становимся внимательнее, если в процессе участвуют другие люди.
- Воспользуйтесь привычками слона.
- Соревнование и внешние награды, могут не только заинтересовать слушателей, но и отвлечь их внимание от реальной цели обучения и негативно отразиться на внутренней мотивации. Лучше избегать этих методов или использовать их с осторожностью.
И главное, помните: привлечение внимания — не то же самое, что его удержание. Убедитесь, что ваше средство привлечения внимания имеет прямое отношение к изучаемому материалу, в противном случае оно будет отвлекать слушателей и навредит обучению.
По материалам книги Джули Дирксен.