Чем старше мы становимся, тем осторожнее движемся. Каждый наш шаг должен быть выверен и продуман. А если мы совершаем ошибку, то нас одолевает паника: «Как я мог сделать тут опечатку?», «Почему я устроился на эту работу?», «Зачем я сказал это вслух?». Рассказываем, почему нужно перестать бояться совершать ошибки и как обратить их себе на пользу.
Гоните вон перфекционизм
Если вы хотите добиться успехов в чем-либо, первое, от чего нужно избавиться, — склонность к перфекционизму. Да-да. Профессиональный спикер Скотт Беркун в своей книге «Откровения оратора» рассказывает, что каждый раз, когда он стоит перед аудиторией, он знает, что будет ошибаться. И это нормально. Ведь если вы прислушаетесь к нашей речи, то обнаружите, что даже лучшие спикеры делают массу ошибок. Майкл Эрард, автор исследования того, как мы говорим, — пришел к следующему выводу:
— Если человек в среднем произносит 15 тысяч слов в день, значит, он делает около 1500 ляпов. В следующий раз, когда вы откроете рот, внимательно послушайте себя. Вы за-за-заикаетесь; забываете слова, неверно произносите звуги (а когда печатаете, то пересталвяете буквы местами или дже пропскаете их). Это в огромных количествах проходит незамеченным и сбрасывается со счетов, но все эти ошибки — ужасно интересная штука, как и то, почему мы их игнорируем или почему замечаем.
Судите сами: у Линкольна был высокий и тонкий голос, у Дейла Карнеги — южный акцент. Цицерон слишком глубоко дышал, когда говорил, а Барбара Уолтерс, Чарлз Дарвин, Уинстон Черчилль и даже Моисей заикались и шепелявили. Но слушателям было все равно. Потому что они рассказывали очень интересно. Люди не обращали внимание на ошибки — они запоминали людей с четкой позицией и ясными идеями.
Перестанете рисковать — перестанете учиться
Быть безупречным сложно и в то же время бессмысленно. Как говорил Тайлер Дерден, персонаж из фильма «Бойцовский клуб»: нужно изжить манию стать совершенным, поскольку это мешает расти. Если вы перестанете рисковать, то перестанете учиться. Да и к тому же, когда всё идеально, это просто скучно.
Как воспринимать ошибки
Ошибки будут всегда. Главное — ваше отношение к ним. Есть два способа воспринимать их легче:
- Избегайте ошибочной установки не делать ошибок. Тут всё просто: допустим, вы готовитесь к презентации. Обязательно выучите весь материал, порепетируйте, настройтесь. Сделайте всё, что можете. Но не забывайте: вряд ли всё будет идеально. Когда вы это поймете, небольшие ошибки, если вы их все-таки допустите, не будут вас сильно угнетать.
- Реакция людей на ваши ошибки часто зависит от вашей реакции. Тот же пример в презентацией. Если ваша рубашка немного помялась и вы воспринимаете это как крушение «Титаника», то слушатели, конечно, это тоже заметят и неодобрительно покачают головой. А вот если вы будете невозмутимы или, что еще лучше, посмеетесь над этим, то аудитория поступит точно так же.
Что делать, если стыдно
Когда мы ошибаемся, нам стыдно. Мы хотим убежать и спрятаться в самом глубоком подземелье от всех посторонних взглядов. Но это не выход. Лучше сделать так:
— Не сопротивляйтесь и примите ситуацию. Не прячьте эмоции — лучше признайтесь себе, что кое-что пошло не так и, видимо, привело к ошибке. Это неприятно, но уже произошло.
— Превратите стыд в вину. Чувство стыда часто возникает, когда мы думаем, что наши ошибки — это мы. Что проблема именно в нас: не в принятых решениях, методах общения, заблуждениях. А именно в нас. На самом деле это не так. Давайте попробуем превратить стыд в вину. Чувства, конечно, близкие, но всё-таки разные.
Вина — это мощное чувство. Но её влияние больше положительно, а вот стыд по-настоящему разрушает. Потому если вы ошиблись, хватит думать, что вы плохой. Превратите «я плохой» в «я допустил ошибку», а «я неудачник» — в «это мне не удалось».
Как учиться на ошибках
Ваши ошибки — это, конечно, повод посмотреть, что вы сделали не так. Но часто проблемы скрываются в самой подготовке к чему-либо. Если брать пример с презентацией, то смотрите: важны не ваши просчеты во время выступления, а то, что вы делали до того, как сказали первое слово. Например, слабые слайды, нечеткая формулировка своей точки зрения, неумение донести свои мысли до аудитории. Вот что действительно стоит внимания.
То же самое и с другими ситуациями. Подумайте, почему так вышло? Где настоящая причина неуспеха? Возможно, где-то на отметке «до»? Если вы поймете, как избежать этих промахов, все остальные не будут значить ровным счетом ничего.
По материалам книги «Откровения оратора» и «Вся правда обо мне»
Обложка отсюда