13 октября 1972 года самолет с командой молодых уругвайских регбистов на борту врезался в горы. Из сорока пяти пассажиров и членов экипажа уцелели шестнадцать. Десять недель они боролись за выживание в заснеженных Андах без теплой одежды, еды, воды и средств связи. На их долю выпали тяжелейшие испытания — те, что обнажают природу человека и выявляют его суть. Расскажем о них вместе с книгой Пирса Пола Рида «Живые».
Крушение «Фэйрчайлда»
Вот как произошло крушение: «Некоторые начали молиться. Другие прижались к спинкам впереди стоящих кресел и приготовились к удару. Заревели двигатели, и пассажиры почувствовали сильную вибрацию: „Фэйрчайлд“ пытался набрать высоту. Неожиданно раздался оглушительный скрежет: это правое крыло зацепило скалу. Оно моментально оторвалось, пролетело, бешено вращаясь, над фюзеляжем и отсекло хвост. Наружу вышвырнуло стюарда, штурмана вместе с колодой карт и еще трех человек, пристегнутых ремнями к креслам. Мгновением позже оторвалось левое крыло, и лопасти пропеллера, оставив глубокие царапины на борту, полетели куда-то вниз. Салон наполнился воплями. Оставшийся без крыльев и хвоста лайнер несся прямо на горный хребет, но чудом не врезался в него, а приземлился брюхом на снег и заскользил вниз по склону, словно огромные сани».
Живые
До крушения
Смерть друзей и родных
Всего один пример: Нандо Паррадо потерял в авиакатастрофе мать, сестру и лучшего друга. Мать, Эухения Паррадо, погибла при падении самолета. Друг Панчито Абаль — красивый и обаятельный парень, один из лучших регбистов Уругвая — скончался на следующий день после крушения. Сестра Сусана была сильно травмирована. Нандо целиком посвятил себя заботе о ней, он видел ее глубокую печаль, боль и растерянность. Спустя несколько дней умерла и она.
Сусана Паррадо
Невозможность помочь раненым
Раненым пассажирам никто не мог оказать квалифицированную медицинскую помощь. Профессиональных знаний и умений двух начинающих докторов — Канессы и Сербино — было недостаточно. Как и медикаментов. Вместе с тем оба парня парня понимали: даже неполное медицинское образование возлагало на них особую ответственность.
Будущие медики делали все, что могли. Одному из регбистов часть икроножной мышцы вывернуло наизнанку и намотало на голень, кость полностью обнажилась. Сербино осторожно взял окровавленную мышцу, раскрутил, уложил на место и перевязал искалеченную ногу белой рубашкой. Другой юноша, Энрике Платеро, подошел к Сербино и кивком показал на свой живот, из которого торчала стальная трубка. Трубку из раны извлекли, но вместе с ней вытянулось еще шесть дюймов чего-то похожего на внутренности. Энрике почувствовал себя лучше, но впоследствии умер от схода лавины.
Ежедневные вызовы
Перед выжившими вставали все новые проблемы. Например, нужно было передвигаться по глубокому снегу. Сообразительный Мончо Сабелья превратил подушки с кресел в снегоступы. Адольфо Штраух смекнул, что с помощью солнечного тепла можно плавить снег. Канесса понял, что нейлоновые чехлы с кресел сойдут за одеяла. Согревали они слабо, но хоть как-то защищали от мороза.
Роберто Канесса, один из медиков
Жизнь в снегах
Выжившие ютились в самолете, от которого мало что осталось. На левой стороне фюзеляжа сохранилось семь иллюминаторов, на правой — четыре. Расстояние от кабины пилотов до огромной зияющей дыры в противоположном конце салона составляло всего 20 футов (6,1 метра). Ребятам пришлось придумать и смастерить гамаки, в которых положили раненых, — так остальные могли передвигаться по салону и не тревожить их. А еще каждый вечер нужно было выстраивать стену из ящиков — чтобы хоть немного сдержать ветер и снег.
Холод
Регбисты постоянно боролись с холодом. Их ноги немели, лица кололи снежинки. Здоровые юноши постоянно энергично похлопывали друг друга и растирали пальцы ног и рук, чтобы усилить кровоток и предотвратить обморожение.
Голод
После крушения на борту было восемь плиток шоколада, пять упаковок нуги, горсть карамели, немного фиников и сушеных слив, пачка соленых крекеров, две банки консервированных мидий, банка соленого жареного миндаля и по баночке грушевого, яблочного и ежевичного джема. Община очень разумно использовала эту пищу, но для поддержания жизни выживших этого было слишком мало.
Необходимость утешать других
В сложной ситуации трудно было не пасть духом. Многие старались поддержать друзей, особенно капитан команды Марсело Перес и Лилиана Метоль (она сопровождала на рейсе мужа и не была связана со спортсменами). Для ребят женщина стала главным источником утешения. В каком-то смысле она заменила им мать: проявляла доброту и терпение, говорила ласковые слова, подбадривала.
Лилиана Метоль со своими детьми. Вернуться к ним ей не удалось
Лавина
В одну из ночей с гор сошла лавина. Она обрушилась на фюзеляж и унесла жизни восьми человек. «Сгрудившись на небольшом участке площадью в несколько квадратных футов, оставшемся между потолком салона и ледяной поверхностью снега, многие поняли, что потеряли самых близких друзей. Погибли Марсело Перес, Карлос Роке и Хуан Карлос Менендес, на которых рухнула стена, Энрике Платеро с начавшей заживать раной живота, Густаво Николич, чья стойкость, проявившаяся после памятного выпуска новостей, многих спасла от отчаяния, лучший друг Канессы Даниэль Маспонс и Диего Шторм, один из членов „банды“».
Понимание того, что поиски прекращены
Регбисты надеялись на спасение, они сумели настроить радиоприемник и каждый день ждали новостей. Но однажды услышали слова ведущего: «Служба спасения просит пилотов всех гражданских и военных воздушных судов, пролетающих над Андийскими Кордильерами, в случае обнаружения обломков „Фэйрчайлда“ с бортовым номером 571 незамедлительно сообщить об этом ее сотрудникам. Данная просьба поступила от ВСС после того, как было объявлено о прекращении поисков бесследно пропавшего уругвайского авиалайнера».
ВСС прекратила поиски «Фэйрчайлда», потратив на них всего восемь дней (а фактически шесть, так как остальные два дня стояла нелетная погода).
Экспедиции в поисках помощи
Все члены команды были спортивными и здоровыми юношами. Но холод, голод, травмы и плохая погода ослабили их силы. Тем не менее, узнав о том, что поиски прекращены, они стали совершать экспедиции — в надежде выйти к людям.
В одной из экспедиций ребята нашли хвост самолета
«Пленники гор без устали обсуждали детали предстоящей экспедиции, общими усилиями разрабатывали ее маршрут и подбирали для участников соответствующую экипировку. Все сходились во мнении, что уходящий в горы отряд должен действовать в интересах всего коллектива и потому следовать указаниям большинства».
Несколько раз вылазки оказывались безуспешными, герои едва не замерзли в горах насмерть.
Питаться мясом товарищей, чтобы выжить
Говоря о необходимости питаться человечиной, Канесса исходил не только из соображений практической пользы. Он настаивал на том, что моральный долг уцелевших — выжить во что бы то ни стало. Канесса был ревностным католиком, поэтому самые набожные ребята слушали его с особым чувством. «Это всего лишь мясо, — говорил он. — Мясо и ничего больше. Души покинули тела и пребывают на небесах вместе с Господом. Здесь остались трупы. Это уже не живые люди, их мясо ничем не отличается от мяса животных, которое мы едим дома». Другие были единодушны в том, что если бы их тела могли спасти друзей, каждый хотел бы, чтобы ими воспользовались.
Разлука с семьей и любимыми
«Чаще всего юноши думали и говорили о своих семьях. Карлитос любил смотреть на луну, утешаясь мыслью, что в это же самое время его мать и отец, наверное, тоже смотрят на нее в Монтевидео. Размышления о доме причиняли ребятам сильную душевную боль, и, спасаясь от уныния, они старались думать о чем-то другом».
Встреча Роя Харли с матерью
Сохранить командный дух
Выжившим пришлось освоиться в тяжелейших условиях, гасить ссоры, не позволять эмоциям взять верх, распределять обязанности и изо дня в день заботиться друг о друге. Вот что сказал Карлитос Паэс, вернувшись домой: «Я довольно опытный регбист. Когда заносишь мяч в зачетное поле соперника, очко зарабатываешь не ты один, а вся команда. В этом главное достоинство регби. Мы выжили потому, что в нас был силен командный дух и крепка вера в Бога».
Испытаний было еще много: выход к людям, признание в том, что пришлось питаться мясом погибших, осуждение, привыкание к обычной жизни. От этого пронзительного рассказа сложно оторваться. А сила молодых ребят, их выдержка и желание вернуться домой поражают до глубины души.
По материалам книги «Живые»
Обложка поста — pixabay.com
Фотографии — из книги