Леонардо да Винчи называют гением Возрождения, великим ученым и изобретателем. Его картины хранятся в лучших музеях мира. При этом личность художника овеяна тайнами, а большинство из нас мало что знает о его жизни. Исправим это вместе с книгой «Леонардо да Винчи и его Вселенная».
1. Происхождение фамилии
Фамилия Винчи происходит от vinchi. Так называют ивовые прутья, которые растут по берегу ручья Винчо. В тосканских деревнях их используют для плетения. Переплетенные прутья как напоминание о фамилии отца и родной земле стали эмблемой Леонардо: этот узор есть в рукописях и некоторых картинах, например «Даме с горностаем» и «Джоконде».
Леонардо да Винчи и его Вселенная
Леонардо родился в деревне Винчи, но его фамилия не обозначает принадлежность к ней. Появись он на свет во Флоренции, его бы назвали так же.
2. Зеркальный почерк
У Леонардо был зеркальный почерк: он держал перо в левой руке, а строчки начинались справа. Чаще всего в тетрадях сначала заполнял правую страницу, затем левую. С точки зрения графологов, такая особенность письма говорит о сильном стремлении к власти.
«Нормальный» почерк давался Леонардо не так легко. Он пользовался «общепринятым» методом, если была важна четкость изложения: например, в обозначениях на топографических картах, в записи о смерти отца. Свои официальные и личные письма Леонардо тоже старательно выписывал. Рисовал же он обеими руками. Возможно, из этой способности проистекают особые проницательность, восприятие, дар рисовальщика и чертежника.
3. Занятия керамикой
Бабушка Лючия ди сер Пьеро ди Зосо была для Леонардо как мать, возможно, именно она приобщила ребенка к художественному творчеству. Лючия происходила из семьи нотариусов, но также состояла в родстве с мастерами керамики. Среди семейного имущества были печи для обжига глиняных изделий, в том числе расписной майолики. Они находились неподалеку от Винчи, в местечке Тойе-Баккерето — одном из главных центров производства художественной керамики XIV–XV веков. Есть немало доказательств того, что Леонардо практиковался в ремесле керамики.
Гончарное искусство оставило свой след. На некоторых рисунках Леонардо фигура показана спереди, сбоку и со спины. Взгляд на объект с разных точек зрения при работе со скульптурой и рисунком объясняется в «Трактате о живописи». Леонардо проводит аналогию с созданием керамики: непрерывно вращаясь на гончарном круге, произведение открывается со всех сторон.
«Мадонна Бенуа». Фигуры повернуты в три четверти, проработка объема заставляет поверить в трехмерность
4. Первые шаги
Итальянский живописец, архитектор и писатель Джорджо Вазари утверждает: «Сер Пьеро однажды взял несколько рисунков [Леонардо] и отнес их своему другу Андреа дель Верроккьо. Андреа был удивлен столь многообещающими начинаниями. Именно так, Леонардо появился в мастерской Верроккьо. Здесь он не знал ограничений одной специальности, а отдавал себя всем возможным видам изобразительного искусства, хотя, судя по всему, его призванием была живопись».
5. Страсть к полетам
Миф об Икаре завораживал Леонардо. Заметки о технологиях полетов есть по меньшей мере в девяти сборниках его рукописей. Он интересовался попытками поднять в воздух предметы и человека. Был намерен воспарить над ломбардскими озерами. А чтобы уменьшить риск при падении, разработал парашют, пропорции которого не так уж далеки от верных.
Полет представлялся высочайшей мечтой изобретателя, фантазией бога-инженера, создающего неземное чудо. А еще в этой идее выражено желание насладиться полной свободой, преодолеть границы человеческого существования.
6. Сомнительные автопортреты
Автопортреты Леонардо часто становились предметом обсуждений и споров.
Как ни странно, в 1980 году искусствовед Ханс Остом объявил автопортрет из Королевской библиотеки Турина подделкой. По его версии, он был написан в 1810 году Джузеппе Босси, автором другого портрета Леонардо, где тот предстает в образе Демокрита Бернардино Луини. Существует версия, что это рисунок руки самого мастера, но он сделал его, будучи молодым и лишь представляя себя стариком. Однако поздняя датировка подтверждается: он написан около 1515 года.
Автопортрет, 1490 г. или 1515–1516 гг.
7. Против тирании моды
«[Леонардо] был очень привлекательным, хорошо сложенным, стройным, с красивыми чертами лица. По тогдашней моде все носили длинные одежды, а он ходил в короткой розовой тунике до колен. У него были красивые, тщательно причесанные вьющиеся волосы, доходившие до середины груди», — утверждал «аноним Гаддиано» спустя несколько лет после смерти да Винчи.
Художник не жалел сарказма в отношении излишеств и капризов моды, постоянно меняющейся и истязающей тех, кто хочет выглядеть красиво.
8. Увлеченность числами
Леонардо нравилось делать расчеты: иногда он занимался ими в надежде получить фантастическую прибыль от механических изобретений или речных проектов, иногда фантазировал о «бесконечном» количестве сторон многоугольника, чтобы решить задачу о квадратуре круга. Он разрабатывал системы измерения расстояний на суше и на море. Приблизительно рассчитал диаметр Земли. А еще учился у Луки Пачоли и дружил с ним.
Однажды монах Пьетро да Новеллара написал в письме, что математические опыты Леонардо отвлекают его от живописи, он больше не берется за кисть.
9. Самообразование
Леонардо называл себя необразованным человеком, который черпает знания из опыта и практики искусства. Он спорил с высокомерными обладателями ученых степеней, которые, «уличив» мастера в самообразовании, слепо осуждали его работы. В записях того времени Леонардо жестко и решительно заявлял: он гордится тем, что получил знания не из книг и не от преподавателей-риториков, он верит в общечеловеческую ценность искусства, его «обучает» и вдохновляет сама природа.
Да Винчи выступает как человек, который создал себя сам. Он не приемлет иерархию в культуре, считает невозможным главенство свободы или техники в создании произведения. С точки зрения Леонардо, искусство ни в коем случае не должно обслуживать чьи-то интересы. По мнению мастера, опыт не менее ценен, чем академическая образованность. При этом он признает, что научное знание, как компас, указывает направление практике: «Наука — это полководец, практика — солдат».
10. Занятие географией
«Карта Имолы» и «Физическая карта Тосканы, Эмилии и Романьи» — значимые документальные работы Леонардо и примеры взаимодействия искусства и «науки о территориях». Здесь объединились результаты исследований местности, опыт, накопленный в картографии, знания по геометрии, космологии, анатомии и эстетике.
Одна из географических карт
В первой работе в композиции концентрируется энергия, изображение транспортных и фортификационных линий города напоминает работу организма, внутри которого кипит жизнь. Вторая похожа на разветвленную кровеносную систему с артериями, венами и капиллярами. В этой «Физический карте» отразилось особенное видение Леонардо: он «поэтизирует» топографию и привносит в нее символику универсума.
Алессандро Веццози, крупнейший знаток творчества Леонардо, приводит в книге много фактов, цитат, рисунков, документов. Рассказывает об этапах жизни мастера. Но главное — помогает читателю по-новому открыть для себя знаменитого художника.
По материалам книги «Леонардо да Винчи и его Вселенная»
В материале использованы иллюстрации из книги