Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Как игры делают нас сильнее
29 июня 2018 5 074 просмотра

Ирина Балманжи
Ирина Балманжи

Мы привыкли относиться к играм как к приятному развлечению или способу убить время. Но их потенциал гораздо больше, чем кажется на первый взгляд.

Игры — это средство, способное превратить нас в лучшие версии самих себя. Они делают нас сильнее во всех смыслах: психическом, эмоциональном, физическом и социальном. Как именно? Вот что рассказывает гейм-дизайнер Джейн Макгонигал в своей книге «SuperBetter».

Преодолеть боль

Каждый из нас способен справиться с физической или душевной болью. Нужно только переключить свое внимание на что-то другое. А сделать это проще всего с помощью игры.

Каждый из нас способен справиться с физической или душевной болью. Нужно только переключить свое внимание на что-то другое. А сделать это проще всего с помощью игры.
Погружаясь в игру, мы полностью концентрируемся на ней и забываем о боли. Источник

Snow World — виртуальная 3D-среда, разработанная в Вашингтонском университете для людей, страдающих от серьезных ожогов. Пациенты играют во время наиболее болезненных этапов лечения, когда врачи обрабатывают раны. И это действительно помогает.

Результаты клинических исследований удивили медиков. Оказалось, что «уход» в виртуальную реальность уменьшает боль на 35–50%. Игра оказывает даже более сильное воздействие, чем морфин!

Почему так происходит? Дело в том, что человеческое внимание можно сравнить с прожектором. Когда мы полностью фокусируемся на чем-то одном, мозг начинает игнорировать все остальное, будь то зрительные образы, звуки, вкусы, запахи, мысли или физические ощущения.

Snow World — виртуальная 3D-среда, разработанная в Вашингтонском университете для людей, страдающих от серьезных ожогов. Пациенты играют во время наиболее болезненных этапов лечения, когда врачи обрабатывают раны. И это действительно помогает.
Ни для кого не секрет, что игры способны целиком завладеть вниманием человека. Источник

Сигналы, поступающие от нервных окончаний и воспринимающиеся как боль, — лишь один из многих конкурирующих между собой потоков информации. И он привлекает к себе внимание в первую очередь. Однако вы можете отвлечь мозг. Именно на этом принципе и основано действие Snow World на пациентов с ожоговыми травмами.

Чтобы не дать болевым сигналам завладеть сознанием, нужно направить внимание на что-то другое и удерживать его там. Лучший способ монополизировать всю мощность мозга — указать ему захватывающую и информационно насыщенную задачу. Игры (в том числе простые мобильные шутеры, гонки или квесты) идеальны для этой цели.

Пережить травмирующее событие

Характерный симптом посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) — флешбэки. Это навязчивые воспоминания, яркие ментальные образы, которые могут преследовать человека несколько месяцев, а иногда даже лет после психотравмирующей ситуации.

Характерный симптом посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) — флешбэки. Это навязчивые воспоминания, яркие ментальные образы, которые могут преследовать человека несколько месяцев, а иногда даже лет после психотравмирующей ситуации.
Психологи считают флешбэки самым тяжелым и трудноизлечимым симптомом ПТСР. Источник

Флешбэки нарушают сон, вызывают панические атаки и становятся причиной тяжелого эмоционального расстройства. В таких воспоминаниях обычно присутствует четкий визуальный компонент. Человек «видит» травмирующее событие в голове так живо, словно оно происходит с ним еще раз.

Когнитивисты доказали, что воспоминания оформляются в течение первых шести часов после травмирующего события. И задались вопросом: есть ли способ помешать мозгу сформировать визуальную память, ведущую к флешбэкам? Да, есть. Вы можете играть в Tetris.

В 2009–2010 годах психиатры из Оксфордского университета провели два исследования, которые показали, что игра в Tetris в первые шесть часов после просмотра травмирующих видеоизображений помогает снизить объем воспоминаний о негативном событии.

В 2009–2010 годах психиатры из Оксфордского университета провели два исследования, которые показали, что игра в Tetris в первые шесть часов после просмотра травмирующих видеоизображений помогает снизить объем воспоминаний о негативном событии.
Tetris — не только любимая игра миллионов людей, но и эффективный метод борьбы с ПТСР. Источник

Принципы действия Tetris и Snow World (игры, облегчающей боль) схожи. Но есть существенное различие: если вы хотите избавиться от флешбэков, необходимо переключиться на то, что требует огромного визуального внимания.

Если зрительные образы задействованы меньше, например во время игры в скребл или в обычную головоломку, эта техника не работает. У мозга по-прежнему остается слишком много доступных ресурсов для воспроизведения травмирующих изображений.

Еще один важный момент: игра в Tetris не мешает людям осознанно вспоминать то, что они видели. События сохранялись в памяти участников эксперимента, но не преследовали их.

Еще один важный момент: игра в Tetris не мешает людям осознанно вспоминать то, что они видели. События сохранялись в памяти участников эксперимента, но не преследовали их.
Игра в Tetris не стирает память, а позволяет вам контролировать ее. Источник

Способность контролировать память пригодится любому человеку, даже тому, кто напрямую не сталкивался с травмирующим событием. К примеру, СМИ часто показывают сцены жестокости или чрезвычайных происшествий. Небольшой сеанс визуально поглощающей игры поможет избежать ночных кошмаров или навязчивых воспоминаний.

Избавиться от вредной привычки

Есть еще одна ситуация, когда Tetris и другие игры, требующие визуального внимания, способны принести вам пользу. С их помощью вы можете бороться с вредными привычками. Чтобы понять, как это работает, выполните несложное задание.

Что делать. Вспомните что-то, чего вы страстно хотите. Представьте во всех деталях. Вообразите, что наслаждаетесь этим. Есть ли у вас такое навязчивое желание? Хорошо. В следующий раз, когда оно появится, в течение трех минут поиграйте в одну из комбинаторных головоломок типа Tetris. Вам станет значительно проще сопротивляться.

Почему это работает. Многочисленные исследования показали, что трехминутная игра в Tetris снижает интенсивность желания на 25%. Цифра небольшая, но этого достаточно для изменения поведения. И у вашей силы воли появляется шанс на победу.

Этот метод опирается на те же самые научные принципы, что и игры с целью предотвращения негативных воспоминаний. Желания обладают очень мощным визуальным компонентом. Чем больше вы представляете, как наслаждаетесь куском торта, бокалом вина или сигаретой, тем вероятнее не устоите перед искушением.

Подкиньте центрам визуальной обработки мозга что-то другое, и вы обнаружите, что интенсивность желания значительно снизилась.

Во что играть. Вы найдете онлайн множество бесплатных комбинаторных головоломок. В них можно играть на мобильном телефоне или планшете. Самые простые — Tetris, Bejeweled и Candy Crush Saga. Если цифровые игры не привлекают, попробуйте собирать обычные пазлы.

Блокировать чувство тревоги

За последние 25 лет врачи перепробовали множество различных способов для снижения тревоги детей перед операцией. Они использовали мощные лекарства. Позволяли родителям держать маленьких пациентов за руку, пока те не уснут и не придут в себя после наркоза. Даже приглашали клоунов в палаты.

Какой способ оказался лучше остальных? Вероятно, вы уже угадали ответ. Дети, которым разрешали играть в портативные игры типа Super Mario на приставке Nintendo DS, практически не испытывали страха перед операцией.

Это еще одно научное открытие, достойное первой полосы газет: «Видеоигры борются с тревогой гораздо эффективнее, чем мощные успокоительные средства».

Группа исследователей из отделения анестезиологии Медицинского университета Нью-Джерси утверждает, что все дело в когнитивном поглощении. Игра полностью овладевает нашим вниманием, и мы перестаем думать о негативном. Мы слишком заняты, чтобы активно представлять худшее. А если не воображать что-то плохое, то откуда взяться тревоге?

Ни комиксы, ни музыка, ни мультфильмы не срабатывали в операционных так же хорошо. В чем причина? Дело в том, что игра погружает нас в состояние потока. Это не просто отвлечение или заинтересованность. Это полное участие.

Ни комиксы, ни музыка, ни мультфильмы не срабатывали в операционных так же хорошо. В чем причина? Дело в том, что игра погружает нас в состояние потока. Это не просто отвлечение или заинтересованность. Это полное участие.
Во время игры мотивация возрастает, вы наполняетесь энергией и не осознаете конкурирующие мысли или эмоции. Источник

Иногда беспокойство предупреждает о возможной проблеме в будущем. Небольшое волнение перед экзаменом или предстоящей презентацией идет нам на пользу, напоминая о необходимости лучше подготовиться. Так что избавляться от этого чувства нужно не всегда. Однако в большинстве ситуаций тревога мешает продуктивным действиям, и тогда вы можете заблокировать ее парой минут игры.

Укрепить отношения с близкими

Исследования показали: когда два человека, находясь рядом, играют в одну игру, между ними возникает неврологическая и физиологическая связь. Мимика становится одинаковой, игроки начинают синхронно улыбаться, хмуриться и даже дышать. Их пульсы адаптируются к одному ритму, синхронизируются мозговые волны.

Исследования показали: когда два человека, находясь рядом, играют в одну игру, между ними возникает неврологическая и физиологическая связь.
Интересно, что синхронизация происходит не только тогда, когда два игрока объединяются, но и когда они сражаются друг против друга. Источник

Почему ученых заинтересовали эти биологические связи? Как выяснилось, все четыре разновидности синхронизации — мимика лица, пульс, дыхание и мозговая деятельность — тесно связаны с возрастанием эмпатии и социальной привязанностью.

Все участники эксперимента отметили впоследствии, что их чувство привязанности друг к другу стало сильнее.

Любая игра, в которую играют два человека, физически находящиеся в одном и том же месте, приводит к «слиянию умов» и «синхронизации тела», а значит, закладывает фундамент для крепких и позитивных отношений.

При других совместных занятиях, будь то просмотр фильма, общение или прослушивание музыки, образуются аналогичные связи. Однако во время игры вы находитесь в состоянии глубокой концентрации, ваши эмоции обострены и вам постоянно приходится предугадывать дальнейшие шаги соперника или союзника, поэтому синхронизация происходит гораздо успешнее.

Развить сильные стороны характера

В играх мы совершаем множество целенаправленных действий за очень короткий период. Это вызывает в мозге всплеск бурной активности, такой же приятный и сильный, как и внутривенные инъекции наркотиков. Происходит мощный выброс гормона «удовольствия» дофамина.

При высоком уровне этого вещества вы меньше беспокоитесь о том, сколько усилий придется приложить. Вам проще представить и предсказать успех. Вы становитесь целеустремленнее и испытываете значительно меньшее разочарование перед лицом неудач. Вы быстрее и эффективнее реагируете на обратную связь, которая упрощает обучение и рост.

В играх мы совершаем множество целенаправленных действий за очень короткий период. Это вызывает в мозге всплеск бурной активности, такой же приятный и сильный, как и внутривенные инъекции наркотиков. Происходит мощный выброс гормона «удовольствия» дофамина.
Высокий уровень дофамина делает игроков более сосредоточенными, мотивированными и нацеленными на успех. Источник

Однако способен ли выброс дофамина, который происходит во время видеоигр, повлиять на решение проблем в реальных условиях? Можем ли мы перенести возросшие амбиции и самоэффективность в другие сферы своей жизни?

Оказалось, что геймеры действительно прилагают больше усилий при решении сложных проблем. Как показывают многочисленные исследования, игроки отличаются бóльшим упорством и настойчивостью, демонстрируют тягу к трудным заданиям и желание добиться успеха.

Из-за повышенной выработки дофамина мозг геймера меняется в долгосрочном плане.

«Ничто не создает установки на успех быстрее или эффективнее, чем видеоигры, — говорит известный нейробиолог Джуди Уиллис. — Когда вы постоянно пробуете различные стратегии и получаете обратную связь, выбросы дофамина происходят чаще и становятся более интенсивными. Речь не только о минутном удовольствии. Начинает меняться образ мышления».

Результаты пятнадцатилетних исследований игр, полученные учеными, сводятся к одной главной мысли. Если вы хотите измениться — воспитать в себе мужество, настойчивость, трудолюбие, силу воли и стойкость к неудачам, выработать позитивное мышление или развить способность быстро обучаться, — чаще играйте.

Больше о том, как использовать потенциал игр, чтобы изменить себя и свою жизнь к лучшему, читайте в книге «SuperBetter»

Обложка поста отсюда

Похожие статьи