Так случилось, что первой книгой, попавшей мне в руки и «в работу», когда я устроился в МИФ, стал бестселлер Дэвида Перлмуттера «Еда и мозг». Замечу, что до этого количество прочитанной мной литературы данной темы и жанра равнялось примерно нулю. Поэтому естественной реакцией разума было желание проверить, насколько представленное известным неврологом и диетологом «разоблачение» глютена и углеводов соответствует действительности. Вообще, писать статьи о книгах, которым не веришь, ― моветон.
Чупа-чупс
Память услужливо скандировала «Хлеб всему голова!», но критическое мышление шепотом подсказывало, что иногда и пословицам необходимы краш-тесты. Я решил попробовать.
К тому же, закончился мой предыдущий жизненно-профессиональный период, связанный с физической активностью и работой нервной системы, что называется, на износ. В этом свете хоум-офис казался блаженством и подарком судьбы. Поэтому у меня немедленно вырос ненавидимый мною «пивной» живот (хоть я много лет совершенно не пью пива), а подбородок стал намекать на свое удваивание.
Самым комичным при этом было то, что в общем я оставался весьма худощавым ― незыблемые 66 кг «в жару и холод, в горестях и радостях». Это ниже принятых норм, но я чувствовал себя абсолютно комфортно (и был в форме ― например, личный рекорд на турнике 22 подтягивания), поэтому не следовал никаким диетическим канонам. И вдруг ― пузо! Одну мою знакомую, которая была «очень беременна», но при этом очень худа, друзья за формы в шутку называли «чупа-чупсом».
Я стал называть себя так же. Масса моего тела приблизилась к 73 кг, и почти весь этот 7-килограммовый излишек почему-то поселился на фронтоне талии.
Надо ли уточнять, что «Еду и мозг» я читал с личной заинтересованностью.
Глютен и углеводы
В книге описано вредное влияние глютена и углеводов на работу мозга и общее состояние здоровья. Рекомендации Перлмуттера обширны и обстоятельны, советы по правильному питанию даются в комплексе с физической активностью и режимом сна.
Но, во-первых, помните, я говорил о блаженстве? Мне не хотелось никаких тренировок, пробежек и даже зарядок. Да, в этот момент я просто мечтал сидеть на диване и читать книги. Во-вторых, внутренний голос подкалывал в стиле «Ну ты же не фитоняшка, зачем эти изнурительные заморочки?»
Поэтому я выбрал простой, как лом, мужской вариант: взял всего один параметр (но главный) и проверил его.
Я отказался от хлеба и сахара.
Да здравствует наглядность!
Механизм их пагубного воздействия на мозг, кишечник и тело не уместятся в несколько строк, к тому же это описание не является целью моей статьи. О них вы можете почитать в самой книге или в нашем блоге. Лично для меня наглядность оказалась превыше веских и мегаразумных доводов. А именно: простой пример с пшеничной мукой, описанный Перлмуттером.
Нужно сделать шарик теста размером с грецкий орех и размять его под струей воды. Через несколько минут в пальцах останется липкий и тягучий комок белковой клейковины. Вот эта трудноперевариваемая «жвачка» и забивает ворсинки тонкого кишечника, препятствуя нормальному усвоению питательных веществ.
Пора рассказать о своих результатах.
Килограмм в месяц
За 7 месяцев я вернулся к своей норме. Получилось минус 1 килограмм в месяц. Я не ходил в тренажерный зал, не бегал по утрам и даже не делал зарядку. Я просто не ел мучное и сладкое. Было нелегко, потому что глютен и сахар ― одни из главных пищевых «наркотиков», привыкание мощнейшее, при том, что в нашей культуре питания оно формируется с детства. Признаюсь, что четыре или пять раз я давал слабину и съедал ночной кусок пиццы или вожделенный уличный хот-дог:-) А еще ― мороженое. Но живот втянулся, это главное.
Сейчас я не придерживаюсь строгой диеты, хотя по-прежнему ограничиваю себя в сахаре и хлебе. И чтобы поддерживать в норме свой вес, я купил беговую дорожку. Если лень выходить на улицу, можно открыть окно и пробежать хотя бы пару километров дома. Потому что сибаритствовать, конечно, хорошо, но в меру, а спорт ― это не глютен, и от него нельзя отказываться.
А еще потому, что гораздо проще поддерживать порядок, чем исправлять беспорядок. Проверено на себе.
По материалам книги «Еда и мозг».