Если у вас экономика ассоциируется со сплошными графиками (не отражающими реальность) и простынями цифр (без выводов или с манипулируемыми выводами), то вам повезло — Чарльз Уилан знает свое дело и убедит вас в обратном.
Если вы уже знаете, что никакая экономика не унылая, а очень даже интересная, — вас ждет всего лишь увлекательное чтение.
При этом развлекательная функция «Голой экономики» — побочный эффект (как и у всякой хорошей научно-популярной книги), а главное в том, что базовые экономические концепции нужно знать, как неплохо бы знать свой организм.
Кто такой Чарльз Уилан?
Чарльз Уилан — профессор. Сфера интересов — государственная политика. Пишет колонку для Yahoo! Finance, ранее работал корреспондентом The Economist, а также внештатно с такими изданиями, как Chicago Tribune, The New York Times и Wall Street Journal.
«Я рекомендую эту книгу всем, кто хочет понять основы экономики без особых проблем и с большим удовольствием».
Гэри Беккер, лауреат Нобелевской премии по экономике 1992 года
Книга «Голая экономика» переведена на 11 языков и вошла в список «100 лучших бизнес-книг всех времен и народов» по версии 8-800-CEO-READ.
Как устроена эта книга
Рецепт профессора Уилана такой: есть 13 тем — 13 аспектов экономики (полезность, стимулы, роль государства… в общем, см. оглавление). В каждой теме автор излагает базовые идеи, объясняет их через повседневные ситуации (давая волю своему остроумию — не зря он работал спичрайтером губернатора) и приводит примеры: как эти идеи работают — и как искажаются. И замечательные цитаты.
Я обеими руками за прогресс, только вот очень не люблю всяких перемен.
— Марк Твен
В книге автор старался максимально избегать сложных графиков и формул и непонятных объяснений, — источник.
Дайте, наконец, пример
Про экономику информации
Сигналы для рынка — то же самое, что яркий хвост, который павлин распускает перед потенциальной подругой, — четкий и заметный знак в мире несовершенной информации. Правда иногда компании могут перестараться.
В некоторых странах Азии сигналом успеха является… жуткий холод. Поток холодного воздуха буквально с порога говорит вам, что эта фирма может позволить себе много кондиционеров, а значит находится на самой верхушке кривой комфорта (несмотря на то, что сотрудники уже включают обогреватели).
Про мощь малых групп
При прочих равных условиях маленькие, хорошо организованные группы добиваются в политическом процессе наибольшего успеха. Почему? Потому что затраты, связанные с любыми благами и льготами, которые такие группы выжимают из системы, равномерно распределяются между членами неизмеримо большего и неорганизованного сегмента населения.
Субсидии для производителей мохера в США были введены в 1955, потому что материал был нужен на случай войны для пошива униформы. С 1960-х военные перешли на новый пошив одежды без использования мохера. Субсидии выплачивались до 2000. А потом снова с 2008 по 2012. Неожиданно? Все просто: «мохеровые» субсидии — политическая поддержка от всех мохеровых фермеров.
Про федеральную резервную систему
По подсчетам экономистов, предельные темпы роста экономики США находятся в диапазоне трех процентов в год. Более высокий темп порождает инфляцию, а остановить инфляционный цикл уже непросто.
Иногда ФРС приходится хозяйничать на вечеринке через много часов после того, как мероприятие вышло из-под контроля. В США инфляция выросла с 3 процентов в 1972 году до 13,5 процента в 1980-м. Тогда, чтобы замедлить темпы роста экономики, Пол Волкер (глава ФРС) ударил по кредитно-денежным тормозам, резко повысив процентные ставки. В 1981 году краткосрочные процентные ставки достигли максимума, перевалив за 16 процентов. В результате произошло болезненное сворачивание инфляционного цикла.
Читай книгу — собирай Нобелевских лауреатов
Чарльз Уилан цитирует наиболее яркие экономические исследования и любит подчеркнуть, что некоторые из них принесли их авторам Нобелевскую премию. Я насчитала 15 лауреатов, вот пара из них.
1992. Экономист Гэри Беккер, удостоенный премии за исследование человеческого капитала, считает, что на суммарные запасы образования, профессиональной подготовки, навыков и даже здоровья людей приходится около 75 процентов богатства современной экономики.
1995. Роберт Лукас (получил премию за огромный вклад в развитие макроэкономики), утверждает, что даже в богатейших странах мира устойчивый рост уровня жизни наблюдается всего в течение нескольких последних веков. Другие экономисты тоже пришли к выводу, что темпы роста ВВП на душу населения в Европе с V по XV век, по сути, равнялись нулю. Не зря историки называют их темными веками.
Экономика — это наука про поведение и стимулы, наше благосостояние и механизмы, которые на него влияют (и еще много «про»). И можно быть ведомым инерцией и эмоциями, а можно добавить осознанности в наш ежедневный выбор. И научиться видеть лес за деревьями экономических новостей.
P.S. Интересно? Подписывайтесь на рассылку МИФ.Научпоп — это новинки, скидки и отличная зарядка для интеллекта.
По материалам книги «Голая экономика».