Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Психология и саморазвитие
Какие две эмоции лишают инвесторов дохода? Отвечает эксперт по работе с мышлением
20 апреля 2022 1 669 просмотров

Елена Исупова
Елена Исупова

Аналитическая компания Dalbar провела исследование доходности инвестиций за 17 лет. Выяснилось, что годовая доходность обычного инвестора составляет 5%. В то время как доходность рынка равна 16%. Разница — больше чем в 3 раза. Но почему мы теряем деньги? Об этом говорили с Евгенией Кулага, экспертом по работе с мозгом и мышлением. Вебинар провели в рамках курса «Кошелек и жизнь»: записывайтесь, чтобы посмотреть его полностью, а пока делимся небольшим фрагментом.

Эмоции, которые нам мешают

Чаще всего инвестору мешают две эмоции. Первая — жадность и желание покупать, когда все растет. Вторая — страх и желание продавать, когда все падает. Покупка на максимуме и продажа на минимуме — вот что делает большинство людей со своими реальными деньгами, но с течением времени это уничтожает доходность инвестиций.

Важно, чтобы вы могли определить свою ведущую эмоцию и планировать инвестиции, с учетом этого знания.

  • Если на вас сильнее влияет страх, в обычной жизни вы боитесь ошибиться или страдаете синдромом отличника. Потеря денег для вас мучительнее, чем удовольствие от возможной прибыли. Когда вы видите, что портфель «краснеет», а стоимость бумаг падает, в вас просыпается желание все продать. В период кризиса вас охватывает паника.
  • Если на вас сильнее влияет жадность, вы хотите больше денег и фокусируетесь на прибыли. Вам хочется обогнать рынок, вас привлекают трейдинг и высокорисковые инвестиции. Вас мучает синдром упущенной выгоды, когда кто-то купил бумаги с высокой доходностью, а в вашем портфеле их нет, когда Сбербанк или биткоин растут, но вы не купили их вовремя. Вы хотите видеть рост капитала в моменте, а не через 10-20-30 лет.

Признайтесь себе, что вами движет: страх потерять деньги или желание заработать как можно больше? Сделайте это прямо сейчас, пока эмоции не захлестнули вас снова. А когда будете принимать следующее финансовое решение, вспомните об этом.

Типичное поведение инвестора

Картинка ниже отражает поведение обычного среднестатистического инвестора под влиянием страха и жадности. Именно из-за этого мы теряем деньги, а доходность наших инвестиций составляет 5% годовых, а не 16%. Посмотрите на график, а затем разберемся, как все происходит.

Иллюстрация из презентации эксперта

Начнем с пункта № 1: вы составили свой портфель — купили бумаги одной компании или индекса Московской биржи. В первое время цена растет: вы потратили 100 ₽, а теперь они стоят 105 ₽ и даже 110 ₽. Вы думаете: «Хорошие бумаги. Возьму еще при следующей коррекции, когда они подешевеют». Но вы видите, что цена не уменьшается. Вроде неплохой знак: актив, в который вы вложили деньги, растет. Тут появляются ощущения: «Черт, я пропустил коррекцию, ждать больше нельзя, а то пропущу весь рост, докуплю-ка еще». В пункте № 3 вы покупаете бумаги под влиянием жадности. Дальше вы наблюдаете за ценами и замечаете небольшой рост: «Хорошо, что не стал ждать! Уже чуть-чуть подзаработал». А потом на рынке что-то происходит и стоимость активов начинает снижаться. Мы приходим в пункт № 5: «А вот и коррекция, увеличу-ка я свои вложения». Но цена продолжает падать. Вам хочется продать бумаги, как только цены на них подрастут. В какой-то момент вы понимаете, что роста не будет и продаете все (пункт № 11).

Представьте, что купили бумаги по 100 ₽. Сначала они подросли до 150 ₽, а потом упали на 40-50-60-70%. Из 100 ₽ у вас осталось 20 ₽ или 10 ₽. Вы видите, что активы тают, но ничего не можете сделать. Что чувствуете? Конечно, страх потерять заработанное. Хочется забрать хотя бы 10 ₽, чтобы они не превратились в 0. В моменте сложно сказать себе: «Так, сейчас я испытываю эмоцию страха, но знаю, что экономика циклична и продавать все не стоит, нужно подождать». После продажи становится легче. Это нелогично, ведь вы зафиксировали убыток и вместо 100 ₽ получили 10 ₽. Но вы радуетесь, что спасли хоть что-то.

А что происходит с рынком? Обычно спустя какое-то время достигается условное дно (тот, кто все продал, успокаивает себя: «Правильно рассудил! Скоро все рухнет»). Но дальше запускается новый цикл: экономика восстанавливается. Да, некоторые компании становятся банкротами, но если у вас диверсифицированный портфель, если вы инвестируете на длительный срок и вкладываете в рынок в целом, рост будет.

Но вернемся к графику. Человек все продал, а ценные бумаги начинают расти. Он думает: «Как же так?» Тут включается жадность и в пункте № 19 происходит покупка («Все опять зарабатывают, я тоже хочу»). Получается, что человек купил бумаги за 100 ₽, продал за 10 ₽, а потом купил за 120 ₽ фактически одно и то же. Так он теряет деньги. Не зря Уоррен Баффетт говорил: «Фондовый рынок устроен так, чтобы перераспределять деньги от активных к терпеливым».

Откуда в инвестициях «качели»?

Фондовый рынок работает по принципу обычного рынка, на котором важны спрос и предложение. Допустим, вы приходите за клубникой и ее продает только один человек. Спрос огромный, желающих купить свежие ягоды много. Продавец, видя спрос, повышает цену и продает клубнику дороже. При этом рядом много-много лотков с картошкой, но ее никто не берет, и цена на овощ снижается. Это бытовой пример, но он хорошо объясняет любые рыночные отношения. Чем больше спрос, тем выше цена — и наоборот.

На фондовом рынке происходит то же самое. В кризис люди боятся потерять деньги и массово продают ценные бумаги. Цена на них становится ниже и ниже. Остальные смотрят на это и думают: «Все избавляются от таких-то акций, я чего-то не знаю, нужно тоже побыстрее их продать». И наоборот. Когда человек видит, что цена растет и бумаги пользуются спросом, он тоже решается на покупку: «Не могут ведь все ошибаться? Раз цена растет, значит, хорошая вещь, надо брать».

Вспомните, были ли у вас похожие ситуации? Например, на рынке или в супермаркете каждый второй покупатель шел с новой шоколадкой и вы понимали, что вам ее тоже надо. Или в обувном видели очередь на возврат и решали ничего не брать.

Вот еще один пример «качелей» на фондовом рынке: во время пресс-конференции перед футбольным матчем Роналду отодвинул в сторону две бутылки Coca-Cola, стоящие перед его микрофоном, и взял бутылку воды. Новость разлетелась по СМИ и в течение дня акции Coca-Cola упали примерно на 2%.

В общем, реакция «все покупают и мне тоже надо» или «все продают и я избавлюсь», типична. Она заложена в нас эволюцией. По-другому это называется «эффект толпы»: если толпа людей идет куда-то, вам инстинктивно захочется следовать за ней. Значит, там есть какие-то ресурсы. А если все убегают, значит, возможна угроза для жизни, нужно действовать так же.

Купи и держи

Сейчас мы видим очень похожую ситуацию на рынке российских облигаций: они сильно упали в цене. У тех, кто покупал эти бумаги раньше, сейчас «красные» портфели. Облигации падают не так сильно, как акции, но и восстанавливаются не так хорошо. Людям нестерпимо больно смотреть на минусы, они не видят в своих вложениях никакого смысла. Им трудно в моменте думать про свои долгосрочные цели, они забывают про купоны. Тогда они просто снимают деньги и оставляют их в виде наличных, а что-то кладут на банковские вклады.

В целом безопаснее следовать правилу «Купи и держи». Купи согласно плану и своему диверсифицированному портфелю, составленному не на эмоциях, а очень разумно, под конкретную цель и держи до того, пока твоя цель не выполнится. Если происходит кризис и обстоятельства вокруг меняются, можно вносить корректировки в выбранный курс. Но делать это нужно не на пике, когда все растет или падает. Делать это нужно без привязки к фондовому рынку.

Это лишь часть вебинара Евгении. Эксперт рассказала, откуда берутся эмоции, когда они «включаются» и как с ними справиться. Назвала 3 фактора, которые приводят долгосрочного инвестора к успеху. А еще поделилась историей о том, как Исаак Ньютон потерял почти на инвестициях $4,1 млн из-за эмоций. Посмотреть запись полностью можно на курсе.

Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи