Елена Резанова — специалист в области карьерных стратегий. Она помогает взрослым профессионалам понять, как и куда развиваться дальше, разобраться с тем, чего они хотят, и реализовать свой потенциал. Совсем недавно в МИФе вышла ее книга «Никогда-нибудь». Она написана для тех, кто годами живет в режиме «я не на своем месте, но не знаю, что с этим делать». Книга есть в аудиоформате, а о том, как проходила запись, расскажет сама Елена.
— Стоп! — донеслось из наушников, — В начале этого абзаца был посторонний звук. Я думал, мне показалось. И вот снова. Это — ….?
— Извините. Это урчание голодного живота — сказала я звукорежиссеру, и на этом первый день записи книги закончился. Я сняла наушники, в которых провела уже три часа, отодвинула столик с планшетом, открыла две звуконепроницаемых двери и оказалась в звукорежиссерской, где за пультом сидел и сдержанно улыбался Алексей, повелитель всех этих кнопок и рычагов.
Дело происходило в студии, где мы писали аудио-версию моей книги «Никогда-нибудь». Идея начитать ее самой, не имея никакого опыта, была очень смелой. Это я сейчас понимаю, после.
Дикторская работа — это как отдельная профессия. В ней свои фишки, своё мастерство. Хорошие дикторы оттачивают его годами, и за каждой приятно звучащей фразой — долгие тренировки голоса, дыхания, ритма и даже злосчастных ударений, которые вообще никакой системе не поддаются.
Но я очень хотела. Потому что это же моя книга. В ней много историй из жизни, и моей тоже. Там каждое слово прожито на глубине. Кто другой сможет передать всё, чем я пыталась поделиться?
Как только решили, что аудио-версии быть, я выслала кусочек моего чтения. Весело будет автору провалить отбор на озвучку своей книги, думала я в ожидании решения студии. «Сработаемся! — пришел ответ. — Готовьтесь».
И начался обратный отсчет — у меня был месяц до записи. Кто другой сможет меня подготовить, как не профессиональный диктор? И я нашла Илью Демьянова из Питера. И понеслось.
Читаю кусочек вступления, Илья слушает.
«Утром 16 марта 2011 года мы шли по набережной Сены, почти не веря в реальность происходящего. Накануне мы сели в самолет Москва-Париж с билетом в один конец, с трехлетней дочерью и с двумя чемоданами. Этого было достаточно для нового старта, который мы себе устроили.
Впервые за много лет торопиться было некуда. Мы брели, держа в руках бумажные стаканчики с кофе. Ветер приносил запахи из окрестных кафе, наша дочь кидала уткам куски багета, солнце грело по-летнему. Сердце замирало от свободы, от большого трамплина без страховки, от нового начала, от новых целей, за которые теперь отвечаем только мы сами.»
— Лена, вы сейчас о чем читаете? Это же был лучший день в вашей жизни! Но ни одной интонации в голосе об этом не говорит! Послушайте.
Я слушаю. С дыханием вроде нормально (до этого были громкие «доборы воздуха», которые удалось искоренить. Но голос и правда звучит монотонно, плоско и вообще безжизненно.
Ох. Как же так. Я же пыталась придать чувства. «А вы не пытайтесь. Вы чи-та-ете. А вы проживите этот момент. Вспомните его. Тогда он зазвучит!»
Делаю снова.
— Сейчас интонации лучше, а с челюстью что? Зажимаете звук. Зевнуть три раза и расслабить.
Черт. Представляю себе несчастных людей, едущих в машине и слушающих этого горе-чтеца. Пробую снова.
— А теперь смотрите, как вы сидите на стуле. Вы пережимаете диафрагму.
Черт. Черт. Черт. Кто же знал, что она так легко может пережаться, эта диафрагма. Написать книгу было в чем-то проще, констатирую я удивительный факт.
И так я готовилась весь этот месяц, понемногу каждый день. В перерыве между консультациями записывала кусочки глав и слушала. Ходила по Монако и делала голосовые упражнения. Высылала Илье записи с диктофона и радовалась каждой похвале. В самолете еще раз читала текст, чтобы не спотыкаться на фразах. В машине по дороге в студию зевала, чтобы расслабить челюсть.
Зато когда мы начали, у меня было ощущение, что я могу говорить по-настоящему. Даже как будто не читать, а говорить, всего лишь подглядывая в текст. Потому что замысел был именно в этом — быть автором, а не просто чтецом. Вся подготовка сделала главное — я была в потоке.
Но реальность всегда интереснее, чем любые планы) Мне казалось, я предусмотрела всё. Но в конце первого дня голодное урчание живота напомнило мне, что узнаешь только когда попробуешь.
На следующий день я захватила с собой гречку и термос с чаем, и проблема была решена. Мы здорово поработали. Мы сделали это. Потом на студийной кухне, в окружении фото звездных чтецов и под разные рабочие байки ребят я поймала себя где-то на седьмом небе.
Никогда-нибудь. Как выйти из тупика и найти себя. Елена Резанова. ЧИТАЕТ АВТОР — в записи эти два слова звучат страшно гордо и с улыбкой. Теперь вы знаете почему.
P.s. Подписывайтесь на аудиорассылку, и мы сразу расскажем вам о выходе новинок. А чтобы было интереснее ждать — дарим 7 аудиоглав из 7 бестселлеров. Три часа удовольствия.