Текст похож на женскую юбку. Он должен быть достаточно длинным, чтобы охватывать самое главное, но при этом достаточно коротким, чтобы оставаться интересным.
Правило 5 секунд
У вашего текста есть 5 секунд, чтобы зацепить внимание. Нужен какой-то крючок, который создаст у читателя очень важную эмоцию — «Хм… Интересно…»
Не идеальный, но все-таки пример — первые две строчки этого поста:)
О заголовках
Длинные заголовки (более двух строк) раздражают. Заголовок, помещенный в кавычки, приковывает больше внимания.
Не мямлите
Как только вы поняли что хотите сказать, говорите. Помните правило Элвина Уайта (американский писатель и публицист, лауреат Пулитцеровской премии): «Когда вы что-то говорите, убедитесь, что вы действительно это сказали».
Высказывайтесь ясно и четко. Вместо этого —
«Желательно, чтобы вы излагали свои изображения без обиняков, прямо и откровенно. Если вы избегаете прямо переходить к делу или топчетесь вокруг да около, в большинстве случаев это провоцирует читателя отключиться и витать в облаках» —
просто скажите это:
«Не мямлите».
О коротких словах
Безусловно, не нужно отказываться от богатств и тонкостей языка. Иногда стоит использовать длинное слово, не имеющее кратких аналогов. Но в целом все же предпочитайте короткие слова длинным.
Вот как Бернард Шоу, выступив в качестве музыкального критика, описал свою реакцию на произведение:“Я сделал со своими ушами то, что делаю с глазами, когда таращусь на что-нибудь”. Коротко и ясно, просто и ярко.
О ключевых словах
Если вы пишете продающие тексты с использованием ключевых слов, то знаете, что далеко не все они выглядят «ровно». Порой мы вводим слова в поисковую строку так, как никогда не говорим во время беседы. Например, ключевое слово «пластиковые окна уплотнитель» в разговорах встретишь редко, зато более 15000 человек каждый месяц вводят именно это словосочетание в поисковую строку «Яндекса». Хотя более грамотное выражение — «уплотнитель для пластиковых окон». Найти выход можно из любой ситуации:
Дополнительно вы можете заказать на пластиковые окна уплотнитель, а также…
Синонимы
Интонация — способность думать о предмете не так, как кем-то предписано о нем думать, а вашими собственными мыслями, с использованием слов из вашего словаря. Если он катастрофически неширок — читайте Даля, да какие угодно фразеологические, диалектные, даже технические словари.
Действенный метод — приучить себя к игре в синонимы. Берете слово и начинаете придумывать слова, которыми можно его заменить без существенного ущерба для смысла. После того как такой список сложился в голове, можно пройтись по оттенкам значения каждого слова и еще раз проверить, действительно ли оно передает смысл описываемого явления.
Знаки препинания
Тире на экране читается легче, чем двоеточие и точка с запятой.
Шрифты
Не используйте в тексте разный цвет шрифта или заливки. В одном тексте должно использоваться не больше двух разных шрифтов.
Совершенствуйте текст
Никаких опечаток, ошибок в орфографии, числах и датах. Если ваш текст грешит этим, то, пусть недостатки кажутся вам незначительными, читатель, который их заметит, может не без оснований засомневаться, действительно ли вы относитесь серьезно к тому, о чем пишете.
Сомневаетесь в написании слова — проверьте его в словаре или спросите у кого-нибудь, кто в ладах с орфографией.
Компьютерная проверка правописания, безусловно, помогает, но не всегда. Личный пример от автора поста. В магазине канцелярских принадлежностей, куда я зашел купить ручек, все витрины для удобства обслуживания были пронумерованы, на каждой приклеен лист бумаги с надписью «Витрина № такой-то». Но не «Витрина», а «Ветрина». Я в общении с продавцом в шутливой форме намекнул на то, что канцелярские принадлежности — это, в общем, косвенный признак ответственного отношения к грамотности. На что получил скрытно-яростный ответ, что ЭТО ВОРД ТАК НАПИСАЛ, КАКИЕ У ТЕБЯ ВОПРОСЫ. Все мои вопросы к продавцу моментально испарились, следом испарился и я. Может быть, Word имел в виду сильный ветер или у него было плохое настроение? Теперь мне этого никогда не узнать.
Активный залог
Хорошие писатели выбирают активный залог вместо пассивного везде, где возможно, — а возможно это в большинстве случаев. Активные глаголы добавляют энергии и живости в текст, поэтому они так называются. Употребление страдательного залога или безличных предложений скрывает того, кто говорит или действует. Активный залог, напротив, его демонстрирует. Вот типичный пример безличной конструкции и варианты замены.
Вы можете возразить, что все эти варианты выражают не одно и то же. Так и есть. И это еще одно преимущество активного залога: он побуждает вас задуматься и определить, что конкретно вы имеете в виду.
Избыточность описания
Очищайте описание события, явления, героя от избыточных оборотов. Находите такие формулировки, которые сразу объяснят читателю смысл произошедшего. Простейший пример — заголовок из деловой прессы: «Иванов закрыл сделку по продаже 84,57% акций своей компании „Сахалинский авиаремонтный завод“». Суть события в том, что Иванов вышел из авиабизнеса. Так и следует написать. В четыре слова.
«Фаза дожимания стены»
Чувствуете физическую усталость и отвращение к своему тексту? Поздравляем, вы нормальный автор. Как правило, это ощущение возникает между первой четвертью и экватором рукописи. Если это книга (текст больше 100000 знаков с пробелами), то оно может посетить вас еще раз: где-то к началу последней трети книги. А вот на последней трети — практически никогда. Это, как говорят альпинисты, преодолевающие километровые отвесные скалы, «фаза дожимания стены».
Конечно, у каждой истории свои особенности. Прибежав к финальной сцене, автор может разочароваться во всей вещи. Но так происходит редко. Где бы ни наступил кризис, очень важно сконцентрироваться в первую очередь на интонации: нашли вы ее? Затем важно прислушаться к своему внутреннему рассказчику, сесть и вслух порассуждать о том, что происходит с историей, почему она развивается не так, как следовало бы.
Важно: написанный не идеальным образом текст лучше, чем не написанный вовсе. Вы сами или редактор отшлифуете его, но для начала надо, чтобы было что шлифовать! Вспомните рукописи Пушкина с многочисленными правками. Результат того, кто пишет сразу набело, вовсе не обязательно лучше того, кто переписывает по 10 раз.
Вишенка на торте
Будьте безумны! Если вы не одержимы своей темой, историей, героем, его миссией, выйдет что-то теплохладное:)
По материалам книг:
«Как писать так, чтобы вам доверяли»,
«Контент, маркетинг и рок-н-ролл»,
Все фото поста — отсюда.