Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия Писательство Лектории Психология Отношения Чтение Саморазвитие Деньги Карьера Здоровье Уют Воспитание Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество
«Дырявое» внимание и леденцы для мыслей, или Как не отвлекаться, когда пишешь
30 января 2018 12 164 просмотра

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Еще ни одна эпоха в истории человечества не была наполнена таким количеством отвлекающих ловушек, зарослей и лабиринтов. Мы живем во времена когнитивной чумы постоянных отвлечений, в состоянии непрерывного частичного внимания. Нас зовут уведомления о новом сообщении, пока мы прыгаем с одной социальной платформы на другую, а в нашем сознании проплывает стая мемов и анимированных картинок, привлекая внимание на мгновение, чтобы упорхнуть в пиксельное забвение нашего подключенного сознания.

При таком количестве источников информации вы всегда можете отвлечься, если захотите, а писатели ох как любят искать развлечения. Как справиться с желанием «быстренько глянуть» на Facebook или поискать в Google картинки для вдохновения, рассказал Грант Фолкнер в книге «Начни писать».

Что такое «дырявое» внимание

Отвлекаться — иногда и умеренно — полезно для творчества. Тонкие моменты порой рождаются, когда вы отвлекаетесь, вас случайно прерывают, вы витаете в облаках. Восприимчивость и творчество идут рука об руку, поэтому художники часто не в состоянии удержать фокус внимания от «побега» в дальние уголки сцены. Психологи говорят, что у творческих людей обычно «дырявое внимание»: когда мы сосредоточиваемся на чем-то, посторонняя, вроде бы незначительная информация может все равно проникнуть в наше сознание. В итоге мы неспособны игнорировать неожиданное и впитываем идеи, находящиеся за пределами фокуса внимания. Когда вы на стадии генерации идей, «дырявое» мышление — ваша сила. Именно так рождаются новые творения.

«Дырявое» мышление одновременно мешает и помогает.
«Дырявое» мышление одновременно мешает и помогает. Источник

Отвлекаясь, вы можете обогатить творчество. Так вы естественным путем создаете противовес своим мыслям.

Отвлекающие факторы — как бабочки, порхающие с цветка на цветок и перекрестно опыляющие идеи.

Вот почему многие писатели любят работать в кафе. Иногда, просто подняв голову и немного понаблюдав за людьми вокруг или подслушав случайный разговор, вы рождаете новые связи. Или же вы можете получить передышку, необходимую для того, чтобы отстраниться от неэффективного решения.

Чарльз Диккенс писал в присутствии людей в гостиной. Сол Беллоу принимал звонки от редакторов, друзей и студентов, когда работал. Художник Чак Клоуз включает фоном радио или телевизор. Каким-то образом фоновый шум создает приятное ощущение чего-то струящегося за пределами его искусства и дарит достаточно случайных звуков, которые питают его подсознание и успокаивают.

Вроде бы полная концентрация порой излишня: это серьезная перегрузка. Но каждому нужно найти подходящий уровень отвлекающих факторов для творчества. Некоторые более восприимчивы к посторонним звукам и видам. Марсель Пруст использовал затычки для ушей и обил комнату пробковым деревом, потому что не умел отфильтровывать неуместный шум.

Хорошие отвлекающие факторы и плохие

Иногда разница неочевидна. Плохие — как маленькие конфетки, которые вы бездумно поглощаете, чтобы «скрасить пилюлю». Это пустяковые развлечения, леденцы для мыслей, которые отвлекают вас от более сложных задач и не несут никакой питательной ценности. Каждую минуту жизни мы решаем, на чем нам необходимо сосредоточиться, постоянно обменивая настоящие выгоды на будущие, настоящую боль на будущую.

Порой легко соблазниться пустыми калориями, которые современный мир поставляет в изобилии.

Мечтаете о райских условиях? Будет ли шум моря настраивать вас на работу?
Мечтаете о райских условиях? Будет ли шум моря настраивать вас на работу? Источник

Очень трудно постоянно искать сигналы среди шума. Не нужно устраивать наводнение чувств и тонуть в возможностях, но постарайтесь воспользоваться моментами, когда рассеянное сознание может завести вас в новые творческие уголки. Сам Грант Фолкнер любит продумывать историю, создавая коллажи и слушая фоном расслабляющую музыку. А еще ему нравится собирать изображения, посвященные определенным персонажам или местам. Он даже составил плейлист, под который размышляет над образом главного героя. Считайте это оптимизацией «дырявого» фильтра.

Создаем условия для творчества

Но при этом нужно понимать, когда стоит собраться. Переведите телефон в автономный режим или закройте браузер, если нужно. Потому что отвлечение неспроста было синонимом умопомешательства. Не нужно попадать в ловушку чрезмерного отвлечения, чтобы ваша рассеянность увела вас слишком далеко от работы. Не зря полное поглощение дарит особое блаженство.

Установите показатель отвлеченности. Какие отвлечения вдохновляют вас, а какие подавляют творческие способности? Вам помогают или мешают суматоха, потоки людей и звуков? Работается ли вам лучше под фоновую музыку или радио? Создайте себе условия, подходящие именно для вас, и тогда леденцы для мыслей вам уже будут не нужны.

По материалам книги «Начни писать»
Обложка поста: pixabay.com

Рубрика
Творчество
Похожие статьи